Стигматизации пост

Feb 07, 2020 12:22

Давайте разберёмся, почему белорусам комфортно в русском мире, а украинцам - нет.

Поскольку речь пойдёт о коллективном сознательном - нам придётся столкнуться с понятием этностереотипа.
Этностереотип - это то, как "по умолчанию" видится представитель того или иного народа.
Автоэтностереотип - то, как он видится соплеменникам (обычно в положительном ключе).
Гетеростереотип - то, как он видится со стороны (обычно в отрицательном ключе, ведь соседи по умолчанию враждебны).

Поскольку и белорусский, и украинский проекты этногенеза - производные от русского, то и этностереотипы - тоже производные, вторичные по отношению к русскому. Как культуры (этносы), находящиеся в стадии отпочковывания - и белорусы, и украинцы обречены сравнивать себя с русскими (не спорьте! - подтверждений тьма). И по принципу нарциссизма малых отличий говорить о себе: мы лучше русских тем-то и тем-то. Чем именно?

Белорусы скажут: мы более трудолюбивые, терпеливые и честные, чем русские. Украинцы скажут: мы более хитрые (жид заплакал, ага), воинственные (козаки, ага) и свободные, чем русские. Это автоэтностереотипы.

А теперь сравним автостереотипы с гетеростереотипом русских.
Не теми гетеростереотипами, которые укоренились среди белорусов и украинцев и являются тупо дополнительными к соответствующим автостереотипам. А более общим гетеростереотипом: например, как видят русских немцы или американцы. Украинцев и белорусов они вообще не видят, считают русскими (поэтому очень толерантно относятся к бедам Украины: считают обнуление этой страны продолжением демонтажа СССР - т.е. России в их понимании).

Думаю, не будет возражений, если охарактеризовать гетеростереотип русского так: ленивый, вороватый, пьющий, воинственный. В этом свете белорусский автостереотип - это коррекция трёх из четырёх черт гетеростереотипа. А украинский - усиление двух черт (считая хитрость чертой, близкой к вороватости). Усиление двух отрицательных (подмеченных недоброжелателями) черт, Карл!

Может, третья черта - свобода - компенсирует две предыдущие? Для этого надо разобраться, насколько она правомерна.
Свобода "вообще" ведь начинается с личной свободы. Личная свобода основана на способности обходиться тем, что есть. Выстроить свою зону комфорта и оставаться в ней. Негр под пальмой из анекдота "мы уже отдыхаем" свободен. Эстонец, похожий в чём-то на того негра, свободен. Украинцу мешает быть свободным стремление хапнуть, которое ставит его в зависимость, в иерархию. Типичный украинец не похож на кота, гуляющего сам по себе. Он похож на шавку, разрывающуюся между тягой к стае и тягой к хозяйской руке. В результате конфликта между этими устремлениями - прибиться к вожаку или хозяину? - он оказался не там и не там, а болтается, как говно в проруби. Трактуя неприкаянность как свободу - украинцы и вышли на нынешний стереотип - таково моё убеждение. На самом деле не индивидуализм, а коллективизм (тяга к зависимости) и рабство (бегство от ответственности) органичны для типичного украинца. Как и тяга к халяве, заставляющая покидать зону комфорта - жертвуя свободой ради приманки.

Свобода в стереотипе украинца - это яичница, попутанная с божьим даром. В глубине души украинцы не считают себя свободными и не стремятся к свободе. В смысле: ко многим вещам -  кто-то к халявной гречке на выборах, кто-то к фекальным маршам с зигованием - стремятся больше, чем к свободе.



В итоге имеем: белорусский этностереотип - это коррекция отрицательных черт русского, а украинский - их усиление. Белорусы - русские высшего сорта, а украинцы - русские второго сорта. Поэтому белорусам комфортно сознавать себя русскими, а украинцам - нет. Бинго.

/Ах да, забыл ещё одну черту русского гетеростереотипа: угрюмый. Тут для украинского коррекция: весёлый. И не поспоришь. Клоуны ещё те.

Культура, крутить наждак, ликбез для свидомых

Previous post Next post
Up