Гараж в СССР. Кабинет (Москва)

Jan 12, 2012 13:11

Кабинет (Москва)



В конце 80-х годов я знал о том, что в Москве были две главные панк-группы: ДК и Кабинет. ДК я смог послушать только в 1992 году ("Дай мне денег, уже одинадцать часов..."), а о Кабинете узнал что-то из величайшей книжки "Рок-музыка в СССР" (под редакцией Артемия Троицкого). Информации там было немного, с тех пор ничего о Кабинете до меня не доходило, как вдруг в ЖЖ выкладывают концертную запись 1985 года (Концерт в Долгопрудном). После этого я узнаю, что Кабинет уже давным давно воссоединился практически в оригинальном составе и вовсю играет по московским клубам (что ещё раз убедило меня в неверности тезиса о том, что Волгоград таки центр Вселенной и т.д. и т.п.).
В Контакте была найдена группа, посвящённая Кабинету (http://vkontakte.ru/club8483268)), после чего интервью с участниками команды было уже вопросом времени.



- Отвечают участники группы.
Китуп - буква "К".
Егор - буква "Е"
Павел - буква "П”

Первый этап Кабинета (согласно энциклопедиям - акустический) - что послужило "толчком" к созданию группы? Что за музыка звучала вокруг вас? Наша/запад? В каком виде проходили первые годы - были ли какие-то концерты до электрического состава?

Китуп: Музыку слушали всю - 50-е, 60-е, 70-е, весь нью-вейв, регги, ска, русский рок по мере появления. В М-ве было всё, новая музыка появлялась моментально, циркулировали любые пластинки и магнитные носители - через посредство барыг или знакомых можно было выйти на нужный альбом. Новинки слушались и по радио - так пластинку MY LIFE IN THE BUSH OF GHOSTS Брайана Ино и Дэвида Бирна мне посчастливилось услышать в Вильнюсе по французскому радио ЦЕЛИКОМ и СРАЗУ после выхода.
Мы с Егором исполняли в общаге МГУ песни ФУТБОЛА, АКВАРИУМА, ЗООПАРКА, также НА ТРОИХ ПРИДУМАНО НЕДАРОМ и проч. весёлые песни - так сложился акустич. дуэт (гитара и 2 голоса), пока без названия и идеи. Толчком же к созданию группы послужила песня НУ И ЧТО, сочинённая Егором (муз.) и Мишей Парамоновым ("Корнет") (текст). Миша более песен не сочинял, но основа стиля была заложена. Я, услышав песню в тот же вечер, решил, что необходимо сочинять новые, так появились первые полдюжины.
В 1983 нам встретились Паня и Малик, мы стали репетировать на различных базах (своей не было никогда) и с 1984-го года играли электрические концерты. Исполнялось десятка два песен, ещё двадцать мы просто не успели довести до исполнения.

-Егор: Я очень хорошо помню, что послужило толчком к созданию группы.

На втором курсе МГУ я попал на концерт группы Проспект в общаге МГУ ДСВ. Я был ошарашен, я и не знал, что можно играть так просто, мощно и стильно. Я подошел после концерта к музыкантам (двое из них, кстати, были студентами истфака МГУ), и спросил , не возьмут ли они меня в бэнд , но там все места были заняты. Так что было решено делать свою группу.

Парралельно, вторым толчком для меня было прослушивание альбома Joe Jackson «Look Sharp», к сожалению артиста, ныне совсем забытого. Меня убило то, что альбом был записан в моно формате (тогда в стране у меломанов царил «прогрессив» с всеми их многоминутными соляками, увертюрами и прочая..). А тут 3-х минутные шикарные боевики в 2 гитары , (очень!!) редко клавиши ,да еще в моно !!

Дальше понеслось - Ramones, Clash, Sex Pistols, Stray Cats, Madness, Specials - все эти группы для меня и моих друзей были что-то вроде откровения, все это неоднократно слушалось и анализировалось. В МГУ проблем с свежей муз. информацией вообще не было. И конечно Питер - прежде всего, Майк Науменко, Кино, Странные Игры. В Москве Браво, Бригада С, Центр. В Сведловске -Урфин Джюс.

Хотя по большому счету все играли неважно, но очень отважно. Но не играть было невозможно, все чувствовали, что скоро придет «Ура, Новое Время!!» (песня Кабинета).

А электрический состав окончательно сложился, когда я познакомился с Сашей Маликовым в туалете Курчатника на концерте группы Центр, где мы вместе распивали портвейн и выяснилось, что мы оба учимся на одном курсе и у нас общие муз. пристрастия. В МГУ мы почему-то до этого так и не познакомились.

Павел: Хочу сразу уточнить - под распеванием песен Аквариума Илюша имеет в виду песни из альбома «Треугольник», который был нам стилистически очень близок. Еще, пожалуй, «Табу» и некоторые песни из ранних альбомов.
Мы все тогда слушали немного разную музыку т.е. у всех были свои предпочтения. Но музыкальный «котел» был общий, кто-то приносил новую запись и ее все слушали. Помнится мне отец привез пластинку с саундтреком к фильму об британских ска-группах (Dance Craze) - заслушали до дыр. А в общаге у кого-то слушали концертный диск классной польской команды Porter Band. В дополнение к вышеперечисленному отмечу еще немецкую новую волну (Ideal, Trio), Nina Hagen, David Bowie, Talking Heads, Blondie, Ian Dury, ранний Ultravox, The Police (особенно первые три альбома), Dire Straits (тоже первые альбомы). У нашего общего знакомого Сашки Майорова была феерическая фонотека на бобинах, тоже много у него наслушался. С подачи другого приятеля подсел на The Smiths и Elvis Costello.
Слушали разное - но при этом нас объединяла, пожалуй, стойкая нелюбовь к арт-року/джаз-року и т.п., что было в целом в стране тогда очень популярно.

Поскольку баз, репетиций, да и инструментов не было, то репетировали мы весьма специфическим способом. Я играл басовые партии на нижних струнах акустической гитары, Илюша отстукивал по столу. Когда ребята придумывали какие-то песни - они наигрывали их на кассету и передавали мне. Я под них сочинал басовые партии и тоже им кассеты передавал. Так вот дистанционно и репетировали. Однажды ездили репетировать в село Румянцево - за 50 км. от Москвы, там знакомый парень работал в местном доме культуры и там был аппарат.



Концерт в ин-те им. Губкина на Ленинском, 1986

Как-то вы себя идентифицировали - как панки, там, или "нью-вейверы"? Насколько тогда были модны эти вещи?

- Китуп: Изначально Егор был скорее хардовиком и блюзовиком, Паня, возможно, более предпочитал арт-рок и романтический электропоп, чубатый Малик называл себя рок-н-ролльщиком, я был музыкально самый необразованный, и как-то сразу залип в новой музыке. Наша музыка объединяла много стилей (ска, рэгги, рок-н-ролл и т.д.), но сыгранных как бы «неправильно» - и была безусловно волновой - так мы себя и ощущали. Панк присутствовал и в музыке, и в вызывающем поведении в общественных местах. Всё это было новьём, а если и модным, то в весьма узких кругах - где мы и обретались.

-Егор: Я бы сказал так - рок-н-рольщики новой волны. У нас и наших соратников из групп Проспект, Центр, Бригада С, Браво было что-то вроде униформы - узкие брюки и пиджаки с Тишинского рынка, галстуки - селедки, рубахи в огурцах, а также значки и булавки на пиджаках, короче, мы выделялись на общем уровне. А мода для молодых людей , она, известно, как пропуск. Любопытно, что,в нашей среде помимо рок-н-рольщиков 60-х,панк-рока первой волны, СКА, рэгги, ценились и такие группы как Motorhead и AC-DC, а также моды, прежде всего The Who.

Павел: Илюше по поводу меня изменяет память, я арт-рок не слушал никогда вообще. Мне тогда нравились, как уже писал выше, Ultravox, Duran Duran (Rio), David Bowie, Nina Hagen и т.п. Еще я слушал Brian Eno, John Hassell и иже с ними. Вообще я тогда много слушал электронной музыки. До этого я несколько лет был в Студенческом театре МГУ, сочинял песни для спектаклей, что-то между бардами и фолк-роком.
В то время быть музыкантом и играть в группе (причем - ЧТО именно играть не имело значения) уже само по себе было необычайно круто. А если еще и концерты были, то тогда вообще… девушки в воздух чепчики бросали.

Московская сцена начала 80-х поражает своим разнообразием: ДК, Зебры, Проспект, Центр, Телефон, Футбол... Читая воспоминания музыкантов, постоянно встречаешь рассказы о постоянных сейшенах... В то же время - "застой", зажимы, наезды на рок-музыку... Коснулось ли это Кабинет? Были ли какие-то препоны со стороны властей?

- К: Мы были молоды, глупы и в музыке ощущали себя свободными. Поскольку занимались не антисоветчиной, а весёлыми ритмами и идиотскими текстами, то страха не было. Чего было бояться? Мы отыграли раз 14-15, из которых лишь 2 концерта было сорвано оперотрядом или милицией, но без задержаний - успели смыться и даже аппарат спасти. На одном из концертов объявился сотрудник в штатском. Выяснив, что мы не ОВАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ, а просто КАБИНЕТ, разочарованно удалился. Наша «фига в кармане» была не так очевидна для пытливых идеологов, преследовать нас было не за что - так что повезло проскочить без санкций.

-E :Наш последний концерт в ЦДХ не состоялся по вине Раисы Горбачевой. У нас был саундчек, мы были на сцене в полном прикиде, Крутились пальмы на проигрывателях грампластинок, мы играли свои песни. Внезапно в ЦДХ приехала Р.Горбачева со свитой. Начался шухер. Начальство ЦДХ увидело нас на прогоне, и все - «чтобы ноги вашей здесь не было !!».Концерт не состоялся, после этого группа не выступала 23 года !!

Павел: Нас «свинтили» один раз в общежитии ДАСа, точнее отключили электричество и оборвали концерт и то, в принципе, по нашей вине т.к. Егорка что-то брякнул в микрофон по поводу Чернобыля (о котором тогда еще даже официально не объявляли)… А так на нас больше комсомольцы-дружинники косились т.к. мы тогда макияж пробовали, одежду всякую странную… Помню, как подошел к нам один раз комсомолец перед концертом и спросил, обязательно ли нам нужно лица раскрашивать… Но все при этом достаточно корректно.
Тут ведь еще такой момент - винтили в большинстве случаев за платные концерты, а мы играли бесплатно (как и подавляющее большинство групп в то время). Устроители иногда собирали какие-то деньги или продавали билеты, но большая часть уходила на аппарат и т.п.

image You can watch this video on www.livejournal.com



С кем-то из московских коллективов тех лет Кабинет поддерживал отношения (ну, может быть, совместные концерты, обмены составами и т.п.)? Вообще - что она (сцена) тогда из себя представляла - на ваш взгляд изнутри? Кто тогда считался безусловным лидером? Есть ли какие-то незаслуженно забытые имена? Может быть чьё-то влияние преувеличено?

- К.: Дружили с ПРОСПЕКТОМ (наши «старшие товарищи», хотя мы не выступали вместе ни разу), а общались и пересекались так или иначе практически со всеми. Круг был достаточно обширен, но не бесконечно - из тех, кто совместно выступали в центральных местах (общаги и факультеты МГУ, Полиграф, Курчатник и т.д.) все знали всех. Лидеров было множество, поскольку все себя ощущали круче других!
Лично мне кажется, что ФУТБОЛ - великая группа, которая безусловно недооценена. Это русский народный подзаборный панк и нью-вейв. Надо бы переиздать и восславить по заслугам!

Е: Мы с группой Проспект участвовали в записи «Новинки Сезона». Делалось это так: включался магнитофон на запись и полный экспромт - ведущий на ходу придумывал название группы и музыканты на ходу же сочиняли музыку и тексты, да еще в разных муз направлениях. Потом давали интервью. Было очень весело. Жалко, ничего не сохранилось ,но из некоторых тем родились позднее готовые произведения (например, песня ВА-Банка «Девочка»).

Совместные концерты у нас были с Бригадой С, Ночным Романтиком, Алисой, группой Доктор, Вежливым Отказом, Звуками МУ. Москвичи все общались на равных, питерцы всегда держались особняком.

Павел: Я не помню, чтобы был какой-то безусловный лидер, по крайней мере среди московских групп. Тогда была еще такая несколько наивная атмосфера братства, которая, правда, очень быстро закончилась. Каждый тогда делал что-то новое, что-то свое, но одновременно - увидел, как на одном концерте другая группа себя вела, автоматически сам на следующем концерте начинаешь какие-то приемы использовать. То есть все запитывались у всех, плюс кто имел доступ к музыкальным фильмам или видео - автоматически становились на некоторое время «законодателями». Скорее было так - если спросить у питерцев, какие московские группы они знают - они называли чаще всего Браво и Звуки Му. Москвичи чаще всего называли питерские группы - Зоопарк, Алису, Аквариум, Кино, Странные Игры, Аукцыон… вообще питерские группы тогда, конечно, были в целом более известны. Если меня спросить какие именно группы/выступления того времени запомнились/произвели впечатление, то, наверное, Алиса, Звуки Му, Аквариум, Браво, Николай Коперник, Вежливый Отказ..

Электрический состав Кабинета - кто был автором текстов и музыки? Насколько участники группы разделяли позицию "песен ни о чём" (встречал такие упрёки в адрес Кабинета)? Насколько часто группа выступала? Где проходили эти концерты и как? Идея с шоу была чьей-то из участников кабинета?

- Китуп: Тексты почти всегда мои, музыка, как правило, сочинялась на пару с Егором или же Егором и Паней. Отд. вещи написаны целиком Егором, мной или Паней - таких всего несколько. Аранжировки - всегда Егор и Паня, я ни на чём не умею играть, а таких «аранжировщиков» не сильно слушают!
По поводу исполняемых вещей у нас всегда полный консенсус - стиль КАБИНЕТА (слова, музыка, подача) -это наше совместное детище, и вместе мы ¬сила. Мы рады, что группа ни на кого не похожа - попытки сравнить КАБИНЕТ с чем-то ещё ни к чему не привели. Это потому, что мы не сдираем чужое (зачем?), а сочиняем своё. У нас и сейчас в запасе штук 30 вещей - или готовых, или ждущих окончательной доработки.
Некоторое непонимание со стороны части аудитории было всегда. Но что тут поделать - мы же филологи, знатоки языков и литератур, у нас всё непросто! Мы не снобы, но культура - вещь сложная, элитарная, блин, и делать «проще» мы просто не в состоянии! Кстати, здоровый примитив Кабинету никогда не был чужд!

Егор: Присоединяюсь.

Павел: Концерты происходили достаточно редко. В лучше случае раз или два раза в месяц. По поводу - где, см. выше. Идею шоу предложили Никита Алексеев с Николой Овчинниковым, Николка жил с женой-француженкой в дипломатическом доме, вокруг было полно иностранцев с видео, концертными записями и пр. плюс у них еще была масса своих визуальных и концептуальных идей в т.ч. после участия в Поп-Механиках…
Одна гениальная идея была в том, что они вместе с Илюшей нарисовали за ночь серию комиксообразных иллюстраций к нашим песням (кстати, они выложены в нашей группе в контакте). Эти листы висели рядом с Илюшей на мольберте и в процессе исполнения песен он поочередно их срывал. Получился почти видеоклип. Об этом еще Илюша написал ниже.
По поводу «песен ни о чем»… нам, пожалуй, как раз всегда претил излишний пафос и героизм тогдашнего советского рок-н-ролла. Нам больше по душе были все-таки антигероизм, юмор и доведение ситуации до абсурда т.е. стилистики new wave и панк-рока. В этом смысле Хармс был самым первым интеллектуальным панком. Плюс в конце концов есть ведь специфика фронтмена - Илюша при всем желании не смог бы быть пафосным и геройским.

С чего у Кабинета началось сотрудничество с Алексеевым и Овчинниковым? Как публика воспринимала ваше шоу? Была ли какая-то реакция рок-прессы (речь идёт, разумеется, о "самиздате")?

- Китуп: Маликов - брат Никиты Алексеева, он нас и привёл к нему и его другу Николе Овчинникову. Они - художники-нью-вейверы, так что интерес и понимание было взаимным. Они окунулись в рок-н-ролл, а мы познакомились с передовым современным искусством, в котором я, например, застрял до сих пор. Идею шоу предложили они, они же изготовили аксессуары. Картинки к песням для одного из шоу мы нарисовали втроём. Реакция самиздата? По-моему, нас «крытики» не воспринимали всерьёз, поскольку вместо пафоса унас был раздолбайский «распендряс». Возможно, упомянули раз-другой.

-Егор: Кстати ,пальма на проигрывателе в фильме АССА - это реквизит шоу группы Кабинет, так что, очевидно, какая-то реакция в муз. кругах была. Мы, например, играли в таких диковинных местах, как на квартире французского атташе по культуре (причем сольно). Это в 1985 году! Тогда и еще и перестройка то не началась.



Концерт на Кутузовском у французского атташе, зима 1985-1986 годa.

Что послужило причиной распада группы? Что сейчас с участниками "того" Кабинета? Расскажите о Кабинете сегодняшнем. Это что - коммерческий "ренион", ностальгическое воссоединение или просто ПРЁТ?

Китуп: Группа не распадалась. Просто было очевидно, что мне уезжать по рапределению домой в Вильнюс (альтернативой было бы учительство в одной из деревень Вологодщины). Весной 86-го года мы уже не выступали, а готовились к выпускным экзаменам, писали дипломы. Егор и Маликов тем временем уже были приглашены Скляром в ВА-БАНК. Когда я об этом случайно узнал, то принял к сведению как неизбежность. Паня чуть позже пришёл в ПОГО, а я со временем бросил учительствовать, вернулся в Москву, но занялся уже литературой и искусствами.
Три года назад Паня нашёл меня на Одноклассниках.ру и сообщил, что собирается прилечь на диван и перечесть классиков. Я предложил не ложиться на диван, а наоборот, записать пластинку. Мы начали репетировать, записывать, а потом и выступать. В финансовом отношении это одни расходы, ностальгии никакой не было и нет, есть только настоящее и будущее. Наши сердца жжёт долг перед вечностью - было бы глупо, если бы такие отличные песни пропали бы втуне, не будучи записанными. И нас снова жутко прёт - один диск готов, а материалу набирается ещё на два! Короче, работаем, не гуляем, дай Б-г нам всем сил и здоровья. И вам тоже - чтобы всё это слушать.
Участники КАБИНЕТА всё те же, только вместо Маликова бойко барабанит Андрей Белизов. Ещё прибавился выдающийся клавишник Александр Белоносов, который идеально дополнил состав и привнёс то звуковое «мясо», которого нам всегда не хватало но очень хотелось! Кроме того, регулярно появляются отличные духовики Ярик Волковыский и Леша Панкратов, благодаря которым у нас теперь вообще ВСЁ ЕСТЬ!

Егор: И Вам того же желаем.

Существовали ли какие-то записи Кабинета - аудио или видео?

Китуп: Может быть, французы что-то и сняли на видео, но это гипотеза. Аудиозаписей имеется 7 штук - концерт в Полиграфе (1984 г.) - качество скверное, концерт в Долгопрудном (1985 г.) - качество приличное, 17 вещей без ударных - качество хорошее, репетиция в музучилище - качество среднее и 3 неплохие домашние записи. Ну и вот сейчас настоящий диск мастерится - 14 вещей - старых и новых.

Павел: Реально можно слушать только концерт в Долгопрудном и демо из 17 песен без ударных (писали на диктофон, 2 гитары и микрофон были подключены к одному комбику, но получилось неплохо).

Кабинет - фотоархив http://www.mediafire.com/?d5erc8lg18knrmo
Кабинет - Арт-проект-85 (Это фотографии картин, которые был созданы Китупом и художниками Николкой Овчинниковым и Никитой Алексеевым к одному из концертов группы Кабинет в 1985 году. Картины, собствено, представляли собой иллюстрации к песням, Китуп их перелистывал по ходу действия, своего рода медийный клип, думаю, что первый в своем роде.) - http://www.mediafire.com/?ux8577qxa64ppmk
К сожалению, музыкантов Кабинета не устроило качество выложенной в сообществе ру-тейп записи 1985 года (http://ru-tape.livejournal.com/1692678.html?view=11601926#t11601926), поэтому я её не выкладываю, а продолжаю наслаждаться зажигательными рокенроллами Кабинета в одиночестве.
Кабинет в Контакте: http://vkontakte.ru/club8483268

Спасибо Ольге Носиковой за помощь при установлении контактов, Павлу Арапенкову и всему Кабинету! Рокэндролл!!

Кабинет, Москва, Гараж в СССР

Up