Структура интеллектуальных игр / Игры будущего / Формализация СИ

Jan 23, 2008 19:25

Структура интеллектуальных игр. Вопросы и поле знаний.
Игры будущего. Информация и факты.
Формализация СИ. Классификация вопросов СИ.
Часть 3 (заключительная). Вопросы и их классификация
Итак, что же мы выяснили в процессе предыдущей формализации интеллектуальной игры? У нас есть общий набор фактов и имеются игроки, каждый из которых владеет лишь частью этого набора.

Самый важный момент в игре - это вопросы. Они и представляют собой основной механизм выявления знаний игроков. Нас в первую очередь интересуют вопросы в "Своей игре".

Вопрос - это факт или набор фактов, в котором одна из ключевых составляющих неизвестна и требует выяснения. Скажем, если у нас имеется факт "Пётр I основал Петербург в 1703 году", то вопросом будет высказывание "Именно он основал Петербург в 1703 году" и просьба у одного или нескольких игроков восстановить пропущенный элемент в факте. Этот элемент и является правильным ответом на вопрос. Вопросами также будут высказывания "Именно это Пётр I основал в 1703 году" или "Именно это сделал Пётр I в 1703 году с Петербургом".

В связи с последними примерами, как правило, к вопросам применяют ряд строгих требований:
  1. Ответ на вопрос единственен (т.е. существует только один факт, подходящий под схему вопроса). В противном случае такой вопрос называют дуалью. Классический пример такого вопроса - "Назовите русского поэта начала XIX века, которого звали Александр Сергеевич" - с ответами "Пушкин" и "Грибоедов".
  2. В основу вопроса должен быть положен факт с высокой долей истинности (доля определяется коллективно). В противном случае вопрос считается некорректным. Пример некорректного вопроса - "Сколько цветов у радуги?" с ответом "8".


Удовлетворяющие этим двум требованиям вопросы подходят для использования в игре.

Перейдём к следующей, достаточно важной и интересной задаче.

Вопросы СИ появляются хаотически. Их пишут разные авторы, и они отыгрываются в разных турнирах. Далее они кочуют из одного вопросного пакета в другой (например, попадают в те же пакеты КСИ). Встаёт вопрос: как классифицировать все существующие вопросы СИ, чтобы их легко можно было искать и чтобы можно было легко помещать новые вопросы в эту классификацию?

Поясню свою мысль. В Базе вопросов все вопросы СИ классифицируются по следующему принципу: Турнир - Пакет - Тур (раунд, игра, бой) (- Тема - Текст вопроса). Поэтому адресовать некоторый вопрос можно по следующему образцу:

#II Открытый Чемпионат Клуба "Неспроста по "Своей Игре"-2006/27-2//Танго/Какая группа поёт про овощное танго?

Вышеприведённая строчка однозначно идентифицирует вопрос. По этому адресу может быть обнаружен он и только он.

Однако данный способ адресации является не совсем удачным. Во-первых, вопрос может быть сыгран впоследствии в другом турнире. Во-вторых, какой-либо другой автор может, совершенно не зная о существовании данного вопроса, спросить о том же. В-третьих, вопрос привязан к конкретной теме, а ведь его вполне можно поместить в какую-нибудь другую подходящую тему (матричную, скажем). Наконец, можно задать тот же самый вопрос другими словами, и адрес вопроса изменится.

Дополнительная проблема - не является ли другой вопрос по тому же факту (группа "Несчастный случай" поёт про овощное танго) - скажем, "Про какое танго поёт группа 'Несчастный случай'"? - в некотором роде родственным исходному?

В ряде вопросов встречаются также дополнительные факты, в которых ни о чём не спрашивается и ничто не опущено. Такие факты несут лишь познавательный характер. Сами же вопросы эквивалентны аналогичным вопросам без добавочных фактов. Поэтому будем считать, что лишние факты в вопросе при анализе сразу же отбрасываем.

СИ - игра на знание фактов, а зная определённый факт, можно ответить на любые вопросы по нему. Если человек в состоянии ответить на один из вопросов, то он может ответить и на другой. Бывают озарения, когда по ключевому слову вопроса игрок вспоминает факт, но это относится уже к особенностям работы памяти. В общем случае вероятности ответить на эти два вопроса при знании факта и вероятности угадать ответы при его незнании практически равны между собой.

Это позволяет утверждать, что вопросы, построенные на основе одного и того же факта и отличающиеся лишь формулировками или пропущенными частями данного факта, являются родственными. Все вопросы по данному факту можно считать подчинёнными этому факту в классификационной иерархии. Исходный вопрос можно записать в виде #группа "Несчастный случай" поёт про овощное танго/"Несчастный случай", второй вопрос - в формате #группа "Несчастный случай" поёт про овощное танго/овощное (альтернативный вариант - как-то помечать опущенные части вопроса). Оба вопроса стали как бы родственными.

Если в основе вопроса лежат несколько фактов, они все перечисляются при адресации. Точно так же обстоит дело, если в вопросе нужно назвать несколько понятий. Вопрос, основанный на нескольких фактах, не будет считаться родственным вопросам, основанным на подмножестве множества этих фактов.

Соответственно, задача классификации вопросов свелась к задаче классификации фактов, на основе которых созданы данные вопросы. Как классифицировать сами факты, будем думать как-нибудь в другой раз :)

Глобальная цель вам сейчас станет ясна. Для автоматической генерации вопросов важно создавать всё время новые вопросы, а для этого уже существующие нужно запоминать и некоторым образом классифицировать. Благодаря делению по фактам можно будет гарантировать, что новые вопросы будут заключать в себе информацию, не совпадающую с информацией старых вопросов.

Генератор вопросов выбирает некоторый факт и выкидывает из него значимую часть, объявляя её правильным ответом. Если после такой процедуры вопросу стало удовлетворять несколько имеющихся фактов, генератор добавляет в текст вопроса дополнительные факты-отсечки, касающиеся правильного ответа, и обеспечивает таким образом отсутствие дуалей.

Конкретным освещением проблемы генерации вопросов мы займёмся гораздо позже.

Существующие вопросы и вновь сгенерированные формируют общую базу вопросов, которая конечна (ибо конечно число фактов).

В любом случае, классификация вопросов имеет собственную ценность, так как позволяет определить информацию, по которой уже задавались вопросы и по которой никаких вопросов ещё не было.

Интеллектуальные игры, СИ, Игры будущего

Previous post Next post
Up