Белополяки на защите белофиннов в 1939 - 1940 годах…

Oct 20, 2015 15:17

Оригинал взят у narvasadataa в Белополяки на защите белофиннов в 1939 - 1940 годах…
Оригинал взят у gusev_a_v в Белополяки на защите белофиннов в 1939 - 1940 годах…


В ноябре 1939 года Польша объявила войну СССР. Данный факт пошел почти незамеченным, поскольку к тому времени собственно польская территория была захвачена немцами, а украинские и белорусские земли, которые Польша подло отхватила у восточных соседей, воспользовавшись гражданской войной, Советский Союз вернул Украине и Белоруссии.

Поэтому вся польская мощь заключалась в сбежавших во Францию и Англию польских военнослужащих и кораблях. Предполагалось создание стотысячной армии из польских мигрантов.
Было бы вполне объяснимым если польские эмигранты рвались воевать с третьим рейхом, захватившим их отчизну. Но поляки воевать хотели не с немцами, а с русскими.

Забегая вперед, стоит сказать, что польские националисты и либералы вообще воевать с немцами не хотели.
Ни в какую!
Потом уже во время Великой Отечественной войны польская армия Андерса уклонялась от участия в боевых действиях против немцев всеми им известными способами.

По-настоящему не на жизнь, а на смерть польские либералы и националисты решили с немцами сразиться только однажды - во время Варшавского восстания. Но не столько для того, чтобы выгнать немцев, сколько для того, чтобы не пустить русских.
Но это будет потом.

В ноябре 1939 года объявив войну СССР Польша стала единственным официально воюющим союзником Финляндии в Зимней войне. Все остальные Западные страны вторжение готовили не гласно.

13 декабря 1939 г. министр иностранных дел Финляндии В. Таннер обратился к английскому посланнику с предложением привлечь находившийся в портах Великобритании польский флот для операций против советских войск. Конкретно речь шла о том, чтобы «.. .союзники открыли Финляндии путь для снабжения», направив польские военные корабли в Петсамо . Очевидно, здесь В. Таннер имел в виду нескольких польских эсминцев и подводных лодок, которые осенью 1939 г. покинули Балтийское море и присоединились к английскому флоту. Таким образом. В. Таннер предлагал англичанам использовать остатки польских ВМФ для того, чтобы Западу открыть боевые действия против СССР.

Эту мысль он затем довел до сведения и финского посланника в Лондоне Г. А. Гриненберга. 14 декабря В. Таннер направил ему секретную телеграмму, в которой говорилось: «Предложите представительству Польши в Англии, чтобы находящийся там флот смог участвовать в войне в Петсамо и в Мурманске. Обратитесь также по этому поводу к правительству Англии».
Англичане план одобрили, в принципе. Как ни странно, но заартачился Уинстон Черчилль.
Черчилль «прямо сказал, что поскольку Германия противник № 1. то войну не надо расширять». Галифакс даже просил Сикорского «повлиять на Черчилля» . Эту же мысль подтверждал и сам Сикорский. Он, по сообщению Холма, «недоумевает но поводу того, что отрицательный результат исходит от Черчилля».

Поляки даже американцев просили «воздействовать на Черчилля».

Еще интересный факт.

Финский генштаб в декабре 1939 года разработал план вторжения на территорию СССР экспедиционных сил Запада в Северной Карелии и на Кольском полуострове. Сейчас большинство националистических и либеральных авторов утверждают, что финская армия готовилась сражаться полгода и полгода ждать помощи Запада. Так написано и в Википедии. Откуда данный факт им стал известен - авторы не поясняют. На самом деле финны ждали западного вторжения на территорию СССР уже в декабре.

Сто тысяч человек из армии вторжения должны были быть поляками. Кроме того, ожидались и чехи. При этом стоит вспомнить, что СССР был единственным государством которое выступало в защиту Чехословакии и готово было защищать ее независимость с оружием в руках. А те кто Чехословакию предал в Мюнхене, собирались отправить чехов воевать против СССР.

Сами же западные интервенты планировали осуществить две десантные операции: одна пред-полагала высадку экспедиционных сил в Норвегии (около 5 000 человек) и наступле¬ние отгула в направлении Северной Финляндии, а другая - десантирование войск в Южной Швеции (свыше 100 000 человек). Причем непосредственно на финляндском направлении должен был действовать ограниченный контингент войск - не более 13 000 человек.
Финляндию об этих решениях даже не информировали. Только 22 февраля 1940 г. в ставку Маннергейма прибыл английский генерал К. Линг, который «объяснил маршалу, что англичане не хотят продвигаться дальше Северной Финляндии». Теперь в Хельсинки стали понимать, что вероятность высадки союзных войск в Петсамо выглядит крайне проблематично.

Маннергейм понял, что его «кинули» и стал подумывать о переговорах и условиях сдачи.

Однако вернемся к полякам.
Они все же попали на север Финляндии.
Правда, не в составе войск интервентов. Осенью 1940 года польских граждан в принудительном порядке немцы отправили на работу в Лапландии из собственно Польши для военно-инженерных работ.

Финны против такой польской помощи тоже не возражали.

Previous post Next post
Up