Павел Кухмиров 3 ч ·
О войне
Если сейчас задать людям вопрос, что самое страшное в мире, они ответят: "Война". Конечно же, не все, но многие. А может быть даже и большинство - кто знает? Ну что ж... Может быть и так. Война - это действительно страшно. Но в чём-то она гораздо лучше мира. Является ли война абсолютным злом? На самом деле ответ на этот вопрос не так уж и однозначен. Вот скажите: является ли злом ураган? Является ли злом извержение вулкана? Является ли злом наводнение? С одной стороны - конечно. Эти явления несут горе и несчастье. Они ломают судьбы людей и целых народов. Но у всех этих явлений есть нечто общее - они уничтожают ложь. Насколько один человек дорог другому человеку, по-настоящему понять можно только в экстремальной ситуации. И это только один подобный пример.
Вы когда-нибудь слышали о травлении металлов кислотой? Это агрессивное химическое соединение растворяет все мусорные включения, оставляя только чистый металл. Сор исчезает - золото остаётся. Оружейная сталь делается ещё крепче, ещё качественней, а её поверхность становится невероятно красивой. То же самое и с войной. Она - это агрессивная среда, растворяющая в людях всё фальшивое, делая очевидным то, каков человек на самом деле. И усиливает эти черты. Хорошие люди делаются ещё лучше. Плохие - ещё хуже. И они уже не могут обманывать, выдавая себя за тех, кем не являются, потому, что война проявляет их истинный облик. Делает их внешне такими, какие они внутренне.
Это не правда, что когда говорят пушки - музы молчат. Сказать по чести - это абсолютная чушь. Музы на войне не просто не молчат - они кричат. Они грохочут, как гром. И громкость их голоса такова, какой в мирное время она не может быть никогда. А просто на войне, опять же, умолкает всё фальшивое, всё ложное. Ненастоящий талант в условиях войны развеивается по ветру, как дым. Война, как ручей, размывающий кучу грязи, в которой скрыты жемчужины. Абсолютное большинство великих образцов творческого гения раскрыты войной. Именно поэтому. Именно так.
Война - это крайность. Она рождает величайших злодеев. Но она же рождает и святых. Настоящих. Великих. Легко быть праведником там, где всё хорошо, все сыты и давно забыли о нужде. Но чего стоит такая "праведность"? А легко ли быть хорошим человеком в осаждённом городе? Легко ли помогать ближнему, когда тебе самому нечего есть, когда твои собственные дети прячутся от обстрелов? Тот, кто делает это на войне - настоящий. На войне просто нет возможности быть лицемером.
Так может именно поэтому Бог позволяет войнам происходить? Кто знает...