Это место давным давно было на слуху. Кардывач. Всё время оно казалось каким-то далёким, как минимум из-за бюрократических процедур, предшествующих посещению. Но когда ещё в июле, затупив в первый раз с погран.пропусками на Цахвоа, подали повторное заявление, в заветную строчку были вписаны ещё два объекта: озёра Верхний Кардывач и, собственно, сам Кардывач. Там уже ясно было, что маршрут Медвежьи ворота - Псеашха - Мал. Лаба - Безымянка - Цахвоа этим летом нам не получить, так что оставалась надежда на осенние озёра.
Пропуска на Цахвоа мы всё же получили, буквально сразу после того, как вернулись с Архыза. Но календарного отпуска для такого похода уже не было, и на осень такой серьёзный поход, даже при возможности выкроить на всё это дело недельку другую, решили не откладывать.
Итак, дни пребывания в походе наконец устаканились: 25-27 сентября. К сожалению, Тимыч получил пропуск, действительный только с 1 октября, а в силу некоторых перестановок с работой откладывать ещё на неделю это путешествие возможности не было.
В 2:20 пятничной ночи пересекли черту города. На улице было лето, не верилось, что мы ехали в осень. За бортом в полнолуние было +18 С. Предшествовавший пятичасовой сон в купе с ныне играющей музыкой придавал нам бодрости. Ира радостно рулила по серпантинам. Где-то под Сочи меня начало вырубать. В 7:30 завтрак в Красной Поляне. По-моему, это был рекорд. Дальше лично познакомились с нашими забросчиками. Павел этим утром везти нас не смог, так что повёз его отец Николай. Это вторая моя заброска на УАЗе, машина выглядела довольно ухожено по сравнению с той, что нас забрасывала на Тхачи прошлым маем. Ровно к 9 мы купили билеты в заповедник, где нам отрезали тем, что шарахаться на Верхний Кардывач нельзя, потому что маршрут закрыт. Очень непривычно было видеть такие любимые и близкие сердцу вершины хребта Аибга, покрытые не снегом и слега желтеющей и багровеющей листвой. Ощущение было двоякое: то ли мы катать приехали, то ли в поход идём! Не покидало такое вот трепетное волнение перед катухой, пока мы не проехали все курортные объекты, включая Розу. Через пару километров мы по мостику переехали Мзымту и прошли пограничный контроль на заставе. Данные пропусков и паспортов занесли в отдельный журнал “Кардывач”, и дальше стартовала трясучая дорога до шлагбаума заповедника. По середине пути стоял самовольно установленный шлагбаум кем-то из егерей, очередная кормушка, но наш водитель подсуетился и добыл ключ ещё внизу. В 10:40 мы попрощались с Николаем и пошли в сторону кордона по довольно приличной дороге. Спустя полчаса там нас угостили чаем и проверили билетики. В полдень попрощались с любезно принявшим нас конюхом, милым игривым щенком Читой. Впереди были добрые 15 км до озера по довольно адекватной тропе.
Лес уже начинал желтеть, пахло упавшей листвой, но вся эта красота скорее напоминала бабье лето или даже просто лето, нежели конец сентября. До начала тропы вдоль всей дороги то и дело встречалась дичка. Шли мы по 40-50 минут, с перерывами по 10. Тропа была немного непривычной для меня в плане набора высоты: то вверх, то вниз, - так что набор высоты особенно не ощущался. То и дело мы шли по просторному кленовому лесу. Деревья были невероятно красивые: толстенные, с закрученной корой, растущие как бы здоровенным кустом из земли в некоторых местах. Листья на многих уже начинали понемногу опадать. Затем переходили низменности с ручьями и снова поднимались в пихтовую чащу. Видно было, что за тропой следили: везде были метки, кое-где над обрывом висела полосатая лента, поваленные через тропу деревья были толково распилены на пеньки и представляли собой место для отдыха. На старых трухлявых брёвнах множество грибов - преимущественно подсушенные летние опята, т.к. хорошего дождя здесь довольно давно не было.
Прямо на этих же брёвнах росли здоровенные кусты черники, наличие ягод на них мы увидели здесь только на обратном пути. После обеда на востоке небо конкретно заволокло, где-то вокруг гремело и предвещало что-то неприятное. Нам пришлось идти в довольно быстром темпе, поскольку дойти до стоянки нам нужно было за 6 ч. Вскоре в лесу справа от нас появилось светлое окошко, в котором виднелась величественная гора Агепста.
В 16:00 мы встретились с растянувшейся группой, которая тут же отмечалась у погранцов, как следует перекусили и дёрнули их догонять, пофотографировав перед этим подсвеченные закатным солнцем, сверкающие где-то далеко на востоке вершины Цындышхо Главная, Кардывач Главный и Кардывач Узловой. Эта величественная каменная цитадель выглядела такой далёкой, хотя на самом деле находилась от нас всего в паре часов пути. Невероятное ощущение, когда перед тобой открывается такая перспектива, те вершины, которые ты ещё ни разу не видел, на которых так хотелось бы побывать!
Свет очень красиво падал на желтые клёны и на соседние хребты, хотелось постоянно останавливаться и фотографировать. До заката оставалось совсем ничего, так что некоторые фотографии делал прямо на ходу. Почти распогодилось, так что нужно было продолжать топить до озера в привычном темпе.
В очередной раз обогнали группу, и перед нашим взором открылась широченная поляна с деревянными помостами, имитирующими здесь тротуар между стоянками, мостиком через совершенно бесшумную и ушедшую здесь под землю Мзымту и свежие деревянные помосты под палатки. Тротуар сей шёл влево от мостика и тянулся к капитальным навесам со столами и лавочками, а влево упирался в вертолётную площадку. Такого подхода к оборудованию места для отдыха в лесу я ещё не видел. Чуть было не плюхнулись между всей этой цивилизации на озере, но решили всё же попытать счастья поодаль от толп народа с другой стороны бухточки и не зря - там нас ждала уютненькая стояночка максимум палатки на 2 в устье Синеокого ручья (который тут, как и многие ручьи вокруг, традиционно уходил под землю). Место оказалось на удивление уединённым: тропа, идущая к Верхней Мзымте находилась чуть в стороне, а наш лагерь прям на самом берегу под небольшими пихтами и берёзками.
И тут вдруг всё вокруг окрасилось в алые и персиковые тона - это остатки былой роскоши, так и не пролившиеся никуда за день, отсвечивали на всю долину такую приятную цветовую гамму.
Едва собралось, немного дров на вечерний костёр, как стемнело и похолодало, стали варить суп. Полнолуние первым осветило нависающую с севера над озером вершину Лоюб Южный. Спустя совсем немного времени ярким лунным светом сияла уже вся долина. Так что усталые, но нереально довольные допили чай и отправились на боковую.
Второй день начался в 7 утра ну очень лениво! Холодно и сыро было снаружи, но вопреки указам сотрудников заповедника было принято решение идти на Верхний Кардывач.
Часов в 9 мы вышли и буквально сразу же намочили штаны об высокую траву. На небе пока не было ни облачка. Видно было, что маршрут вдоль Верхней Мзымты не пользуется большой популярностью - тропа была довольно заросшей, хотя и протоптанной. Довольно скоро мы перестали скакать по криволесью и стали выходить на луга. Навигатор нагло вёл нас по заросшим кочкам, но очень скоро мы пошли просто по руслу реки. Тут и турики были и топалось проще. Дальше мы вышли к какой-то коричневой луже, именуемой на карте Средний Кардывач. На озеро это совершенно не было похоже. Река тут была под землёй, так что “озеро” смотрелось тут совсем несуразно. С трех сторон над нами нависали здоровенные вершины - даже голова кружилась, глядя на них.
В скором времени тропа в навигаторе всё ж стала совпадать с тропой в её привычном представлении, поворачивая круто вверх на запад. Под северной стеной Лоюба слева от тропы в русле реки лежали грязные снежники, река возле них шумно бурлила, падая в подземелье, а чуть выше ещё и образуя водопады. Дело близилось к обеду, облака стали появляться на небе и довольно быстро объединяться в зловещие тучи. Заметно посвежело. Мы неплохо набрали по высоте, зациклились буквально в 150 м перед озером на чудесных кустах черники. Никак не могли оторваться от такого пиршества! А позади тем временем открывался чудесный вид на Акарагварту (она же пик Смидовича) и на Цындышхо.
На обоих склонах виднелись сыпухи чёрного цвета, что очень нас удивило. Довольно необычная раскраска гор на таких высотах. Вдоволь наевшись чудесных ягод, к обеду мы подошли к озеру. Все звуки куда-то исчезли. Тишина и спокойствие вокруг, даже ветер куда-то пропал. В этот раз на восхождение я взял с собой горелку, так что мы с Ирой устроили себе почти полноценный обед. Даже каменная мебель прилагалась. Освещение менялось каждую минуту, небо то и дело заволакивалось, но мы всё же успели сделать несколько памятных фотографий, как бы трудно не было при таком освещении.
Логично было возвращаться назад тем же маршрутом, но начали импровизировать. По навигатору справа от горы был одноимённый некатегорийный перевал Лоюб, маршрут через который должен был быть короче и панорамнее, чем утренний. Набрать нужно было чуть меньше 200 м. В самом начале “тропы” были скальники, но вполне себе несложные, дальше мы шли по одному из отрогов горы, поглядывая на всё более впечатляющие виды вокруг.
Снова засветило солнце, и идти стало веселее, даже включили немного эпичной музыки в телефоне для поднятия духа. Позади нас осталась долина Верхней Мзымты с вершинами Лоюб Северный и Лоюб Западный. Технической сложности подъёма на перевал с северной стороны как таковой не было, но на самом перевале картина нас потрясла в нескольких смыслах. Перед нами открылась невероятная панорама пограничного хребта Кутехеку и простирающихся за ним залитых солнцем гор Абхазии. Слева от Хребта над Главным Кардывачом зависла гроза, которая потихоньку догоняла нас в спину.
Спуск был очень крутым и травянистым, тропа была видна только в навигаторе, так что пришлось тратить силы и рубиться прямо вниз. Так мы сбросили порядка 400 м. На протяжении этого спуска Иру порадовала только встреча с двумя мышками. Слегка накрапывал дождь. Отсутствие тропы нас конкретно измотало, так что взяли влево и пошли по пересохшему ручью. Это оказалось более удобно: по крупным камням было всё же легче идти.
Озеро скрылось за бугром, теперь перед нами было только золотое березово-рябиновое криволесье, нависающее над руслом ручья. Точно не помню, но часа за 4,5 мы спустились с перевала к озеру. Можно считать, что и в этот день дождь обошёл нас стороной. На закате за Агепстой и Турьими горами невероятными цветами горели облака.
В этот раз дров было больше, костёр горел дольше и ярче, мы долго сидели у него, вспоминали наши путешествия и думали о том, как здорово, когда сбываются мечты. У Иры играла в телефоне какая-то совершенно лиричная музыка, я в этот момент ломал палки под типоразмер костра. И тишина, спокойствие. Нереальный вечер был!
На третий день нужно было спуститься вниз к шлагбауму заповедника, так что проснулись мы в 6 утра и в довольно быстром темпе позавтракали и собрали вещи.
Обратный путь нам вылился в те же 6 часов, с учетом получасового обеденного перерыва. Шли в том же быстром темпе, и к концу пути после такого трехдневного марафона ноги хотели нас слать подальше. Но оно того стоило! Николай приехал как раз к трем, и уже в полпятого мы спустились в Красную поляну. Тут была жара, на Розе-Хутор как раз был день туристов, и всё это напоминало скорее летние гуляния - кто в шортах, кто в юбке, ну совсем не осенний прикид! И снова эти волнительные чувства, снова воспоминия о зиме, снеге и катухе нахлынули! Скорей бы сюда вернуться!
Click to view