Пока мысли и фотографии о достопримечательностях Казани укладываются в голове в стройные посты, начну с главного авиационного экспоната в городе богатом авиа достопримечатльностями - Ту-144 с б/н СССР-77107.
Ту-144 - ярчайший блик на острие прогресса ХХ века в гражданском авиастроении. Один из двух типов летавших серийных сверхзвуковуковых пассажирских самолётов, пусть и летал он совсем недолго. С тех пор прогресс в гражданском авиастроении сводится к уменьшению количества пилотов, количества двигателей и выжиманию из них последних капель экономии топлива. В каждом новом самолёте нас ждут ещё более лучшие, скруглённые багажные полки в салоне, розетки под хаджеты и прочая мишура. Ну да ладно.
Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года. В честь пятидесятилетия этого события, 31 декабря 2018 г. в Ту-144 установленном на территории КАИ, планируется открытие интерактивного музея техники.
18 января 2018 г., на самолёте была включена свето-динамическая подсветка.
Разумеется пройти мимо такого уникального самолёта я никак не мог и помчался посмотреть на этого красавца.
Приятного просмотра!
2. Информационный стенд под самолётом. Внизу есть сайт проекта. С интересной информацией и контактами авторов, если вдруг захотите чем-нибудь им почь.
3. Эта фота тут в основном ради стильного заборчика. Просто прелесть же!
4. Информация по вехам истории Ту-144 с сайта проекта
https://tu-144.kai.ru/istoria-legendy- 16 июля 1963 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолетов». Общее руководство осуществлял Андрей Туполев.
- В июле 1965 года был готов эскизный проект Ту-144.
- 22 июня 1966 года был утвержден полноразмерный макет самолета.
- 9 октября 1968 года завершилась постройка первого прототипа.
- 31 декабря 1968 года опытный Ту-144 (бортовой номер СССР-68001) впервые поднялся в воздух. Это произошло на два месяца раньше полета англо-французского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд».
- 5 июня 1969 года Ту-144 стал первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (на высоте 11 000 метров).
- Весной 1971 года в Жуковском был собран первый серийный Ту-144. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолетов.
- 1 июля 1971 года состоялся первый полет улучшенного (серийного) образца самолета Ту-144 № 01-1, бортовой № 77101.
- 29 октября 1977 года самолет получил сертификат летной годности (впервые в СССР).
- 1 ноября 1977 года состоялся первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту на трассе Москва-Алма-Ата. Так было положено начало регулярной эксплуатации самолета Ту-144.
- 1 июня 1978 года руководство «Аэрофлота» приняло решение об отмене пассажирских рейсов Ту-144.
- В июле 1983 года на модификации Ту-144Д было установлено 13 мировых авиационных рекордов.
- С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д (№ 77114) под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолета.
До середины 1990-х годов самолеты Ту-144 применялись для проведения различных испытаний. По просьбе Министерства науки и по решению Министерства авиационной промышленности СССР несколько самолетов были установлены в качестве экспонатов на территории музея ВВС в Монино, музея гражданской авиации в Ульяновске, авиазаводов в Воронеже, Казани и Самаре. Один самолет был продан в частный музей техники в Зинсхайме (Германия).
5. В гражданской эксплуатации самолёты пролетали совсем недолго, всего 8 месяцев.
А теперь поговорим о жизни конкретно этого борта СССР-77107
Самолет Ту-144 с бортовым номером 77107 (заводской номер 05-1) построен в 1975 году на Воронежском заводе № 64. Эксплуатантом борта являлось Министерство авиационной промышленности (МАП) СССР, Жуковская летно-испытательная и доводочная база (ЖЛИиДБ), КБ Туполева.
После заводских испытаний и испытаний по различным программам, в 1977 году борт был представлен в качестве комплексного объекта на совместные государственные испытания. По результатам этих испытаний отмечалось, что летно-технические характеристики самолета, за исключением практической дальности полета с заданным числом пассажиров, взлетной массе, соответствуют заданным на Ту-144 требованиям (при испытаниях получили практическую дальность полета на сверхзвуке при взлетной массе 195 тонн при коммерческой нагрузке 15 тонн 3080 км, при 7 тоннах - 3600 км. Подчеркивалось, что дальность полета 4000-4500 км, при коммерческой нагрузке 14-15 тонн на Ту-144 с НК-144А не может быть реализована, и отмечалось, что получение требуемой дальности возможно с двигателями РД-36-51А. После окончания совместных испытаний принимается решение Министерства авиационной промышленности и Министерства гражданской авиации о начале пассажирских перевозок на самолетах Ту-144 с НК-144А.
На самолете выполнялись типовые полеты с выходом на предельную скорость (до 2,35 скоростей звука), оценивалась устойчивость и управляемость при предельно допустимых центровках, проводилась контрольная оценка взлетно-посадочных характеристик, выполнялись полеты на дальность. В ходе испытаний выполнил 180 полетов (по плану 150) общим налетом 357 часов (по плану 250), из них на сверхзвуке - 135 часов.
С декабря 1979 года по февраль 1980 года на борте 77107 в Домодедово испытывался новый тип тормозов, на которых впервые установлены графитовые диски, способные не перегреваться при высоких температурах. В 1981 году совершал испытательные полеты в Домодедово.
Летом 1982 года совместно с бортом Ту-144 СССР-77108 совершал испытательные полеты в Домодедово по отработке Автоматической бортовой системы управления (АБСУ) совместно с Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации (ГосНИИ ГА).
С 1982 года был на хранении в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова. В 1985 году передан Казанскому авиационному институту как учебное пособие. 29 марта 1985 года совершил последний полет в Казань на заводской аэродром КАПО им. С. П. Горбунова (Командир воздушного судна - В. Н. Матвеев). 12 апреля 1985 года подписан акт приема-передачи самолета КАИ. В августе 1985 года был установлен возле 6-го корпуса КАИ на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов института.
6. 77107 летал на двигателях НК-144А. Один из таких двигателей лежит раядом с самолётом.
7. Немного деталей. Колёсиков тут много - 18.
8. И с интересной схемой их расположения.
Высота самолёта - 12,5 м. Очень высокая передня опора шасси, например.
9. Ту-144 имел отклоняемый носовой обтекатель использовавшийся для улучшения обзора на взлёте и посадке и улучшения аэродинамических качеств самолёта при полёте на сверхзвуке. Так вот, казанский экспонат стоит с носом поднятым в положение для крейсерского полёта, но при этом с выпущенными "крылышками-дестабилизаторами", которые использовались на взлёте и посадке для балансировки самолёта при отклоненных элевонах-закрылках.
И ещё небольшая просьба к создателям музея, пожалуйста, уберите вот этот вот столб!
10. Элегантная пяточка для предотвращения чирканья хвостом о ВПП
11. Выше я упоминал, о коротком периоде регулярных рейсов на Ту-144. На Авиафоруме есть воспоминания пассажира одного из рейсов Ту-144. Если интересно, можете почитать
https://aviaforum.ru/threads/poljot-na-sverxzvukovom-tu-144-vospominanija-passazhira-rejsa-499-500.43396/
12. Панорамушка. По клику откроется в 3000 пх.
13. А эта 4000 пх. Вот здесь кстати хорошо видно то, что я описывал перед фотой нумер 9. Поднятый нос и выпущенные крылышки.
Длина фюзеляжа - 65,7 м
14. 3000 пх.
Размах крыла - 28 м
Площадь крыла - 503 м²
Максимальный взлётный вес - 195 т
Масса полезной нагрузки - 15 т
Масса топлива - 98 т
Максимальная скорость - 2500 км/ч
Практическая дальность (с полной загрузкой) - 3050 км.
Практический потолок - 18200-18750 м
15. Вечереет и в ожидании включения подсветки перемещаюсь на выгодную позицию. На этой фоте (и на обложке) затёр один столб перед крылом. На остальных не трогал.
16. Немного о подсветке с сайта КАИ
Изначально было принято решение не подсвечивать самолет белым цветом, а сделать свето-динамическую подсветку. И не со стандартным набором светодиодов (красный, зеленый, голубой), а сочетанием зеленого, голубого и белого, что дает возможность создать цвет от небесно-голубого до темно-синего. Создается имитация полета самолета, проходящего сквозь тучи, лазурное небо, над и под облаками.
Университетом был составлен технический проект по архитектурно-художественной подсветке: с прокладкой кабельных линий, монтажом и установкой светильников, светотехническим расчетом, 3D-визуализацией.
Строительно-монтажные работы начались в ноябре 2017 года. Существует несколько сценариев подцветки: взлет, полет в облаках, медленный и быстрый перелив цвета. В повседневные дни будет стационарная подсветка с белым и синим цветами. В ночное время с 23:00 до 06:00 самолет будет подсвечен только белым цветом для спокойствия ближайших жителей. А в выходные и праздничные дни включается свето-динамическая подсветка с различными сценариями свето-цветовых переходов и переливов.
Для осуществления динамической подсветки с имитацией полета были использованы светодиодные светильники (39 шт.) и светильники для функционального освещения (4 шт.), с температурой эксплуатации в диапазоне от -40°С до +45°С.
По результатам проведенного в рамках госзакупок аукциона на осуществление работ по устройству и монтажу динамической подсветки самолета Ту-144 победила компания «Мирекс».
Все технические работы уже окончены. Подсветка будет работать автоматически по вышеупомянутому графику и заданным программой сценариям. Сценарии будут дополняться другими различными свето-цветовыми вариациями. Будут дорабатываться интенсивность, глубина цвета и скорость смены сценариев.
17.
18. 19 октября 2016 года возле 8-го здания КНИТУ-КАИ появилась первая деталь борта СССР-77107 - носовой обтекатель. Затем были перевезены обе полуплоскости крыла и двигатель. С 14 по 15 апреля 2017 года перевезен фюзеляж. 17 апреля был перевезен последний элемент - киль.
Много фотографий переезда можно найти в интернетах.
Затем самолёт был покрашен и смонтирована система подсветки, которую запустили 18 января 2018 года.
19. 30 лет он простоял за забором, но зато его новый жизненный этап начинается очень ярко. Я очень рад, что такой красавец наконец-то предстал перед жителями и гостями Казани.
Надеюсь, что у создателей музея всё получится и этот объект будет пользоваться заслуженной популярностью у туристов посещающих Казань.
И отдельное спасибо вам ребята, за сохранение авиационной истории нашей страны.
Сегодня пятница, а посему, завтра с утра можете прыгнуть в самолёт
ЮВТ аэро и улететь из Томска в Казань на прямом рейсе и самолично всё это великолепие осмотреть.
Тем более, что в выходные как раз у Ту-144 яркая, динамичная подсветка.
Спасибо дочитавшим!
fin