Снова Лев Толстой и кое-что об образном детском сознании

Sep 23, 2012 12:23

"Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми связаны.

(т.е. воспитание - это нахождение роста в себе, ТОЧКА РОСТА ВЗРОСЛОГО- Она и есть ТОЧКА ПИТАНИЯ  РЕБЕНКА. В чем ты растишь свою душу, тянешься над собой - то будет делать "как бы сам по себе"- а по-простому - тянуться к этому - и ребенок. Будешь учиться музыке, откроешь к ней слух -  дети запоют. Не побегут выставляться на сцену, за местами в конкурсе, чтобы ублажить гордыню родителя - а просто запоют. Будешь искать радость в красках  в том, или, проснувшись, просто станешь смотреть день ото дня в тишине на восход светила... просто посмотришь, в полном благоговении, забыв наконец,  что ты "родитель и педагог", и надо "указать дитяти, сколь поучительно красиво это зрелище" , - так вот,  однажды, забыв обо всем том, что "надо воспитывать и развивать"- просто стоишь перед зарею, и исполняешься - душою... и тогда -  дети будут рисовать...
Пойте в ванной, - вырастите музыкантов! -А.Ц.)

Далее, снова ТОЛСТОЙ:
Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
Педагогика же (СОВРЕМЕННАЯ - ОСОБЕННО А.Ц.) есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина - как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях.".

Продолжая тему, могу привести кое-что из переписки с различными родителями на тему - "как же можно что-то дать, не поучая".
Одна мама, после посещения занятий:" Поняла самое главное. Нельзя дать то, чего у тебя нет." - Ответ: А мы пытаемся это сделать, когда поучаем детей, как надо, не имея этого в себе как своего, кровно, до глубины, усвоенного. Отсюда - беспокойство о том, чтобы поскорей научить этому ребенка. На деле - это страх за себя, за свое неможение, и попытка на детях отыграть то, чего не имеешь сам, и в себе не развиваешь. Тончайшая форма эгоизма и использования ребенка, как ни страшно это звучит.

Продолжим; "Рядом с мамой, занятой полезным и нужным делом, а не самогрызением или, наоборот, сюсюканьем, и чувствуешь себя человеком... ибо ребенок подражает ЧЕЛОВЕКУ, Каков он есть, его ТОЧКЕ РОСТА. - а не его декларативным высказываниям. Он не побежит за "благими замыслами", да еще"адаптированными для несмышленых детей", а  по-просту - оглупленными и оболваненными. Потому что современный взрослый мир смотрит на детей - уж простите - как на маленьких идиотов, которых надо дотянуть за волосы до "нормального взрослого стандарта" . Потому и душевно мир ребенка "финансируется по остаточному принципу" - Так реализованы для детей, например, материалы для живописи и рисования в наших магазинах: ни один нормальный живописец не сможет и не станет ими работать. Это дрянь, отходы. гадкие, неудобные краски-таблетки в одной коробке (моментально пачкаются другим цветом друг о друга,подбор цветов - произвллен и бессистемен; второсортная бумага для рисования, в "альбомах для рисования" - сразу же коробящаяся и разлезающаяся от воды; кисточки - "мышиные хвосты", вложенные в коробочки -  производители позаботились о детях! привыкайте, дорогие этим рисовать). Конечно, можно пойти в художественный салон, выбрать другое... Но ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ детского творчества, укрепленный в школе, кружке, ОБЩЕСТВЕННОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ, гласит: детям надо давать "ЗАМЕНИТЕЛИ". И это не только в живописи.
Когда взрослые не перестают кривляться перед детьми, пытаясь ОБОЛВАНИТЬ НАСТОЯЩИЕ ВЕЩИ "под ребенка" - дети напрягаются, ибо чувствуют - нет естественности, ложь пронизывает ситуацию.
Существует и другой крен - набивать детей на "раннее развитие" ( Я бы на всех "клубах раннего развития" написал - КЛУБ РАННЕГО СОСТАРИВАНИЯ ДЕТЕЙ), накачивать "взрослостью" - сухими понятиями, тащить в интеллектуальность, как сказала одна мама - "пришивать белый воротничок прямо к нежной детской коже". Но обучене через понятия - это искривление в другую сторону. Что же делать? Нужно понимание языка ребенка. Он не может быть создан из взрослого мира 1. путем "опускания" настоящего, кастрации и уродования взрослых понятий и вещей (как в случае эрзац-материалов и прочих раскрашек-оболвашек).  2. невозможно создать  язык диалога с ребенком и путем насильственного "ускоренного развития"  - по сути, навязывания ему взрослого способа восприятия мира, и тем самым, лишения его детства. Эти два ложных способа отношения к жизни оба порочны - снизить или подтянуть - не пойдет ни то, ни другое. Потому что оба они исходят из того, что ВЗРОСЛЫЙ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ВЗРОСЛЫМ, БУДУЧИ ИСПОЛНЕН БЕЗМЕРНОЙ ГОРДЫНИ ЭТИМ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ, СЧИТАЯ ЕГО ОБРАЗЦОМ И НОРМОЙ, И ИДЕАЛОМдля всей  ВСЕЛЕННОЙ, а ребенка - неполноценным дикарем, его способ видения мира - дебильным, а свой взгляд на вещи - абсолютной нормой для всех существ.
Для того, чтобы научиться языку, на котором мы можем что-то принести ребенку, надо УЧИТЬСЯ ЯЗЫКУ СОЗНАНИЯ РЕБЕНКА. Для чего: 1. Перестать считать свой способ восприятия мира единственно возможным и наилучшим;
2. Найти способ слышать язык другого сознания, не теряя при этом себя (трансы, шаманы и наркотики не подходят); 3. Учится говорить на этом языке, проверяя, слышат ли тебя. СЛУШАТЬ НАДО НАЧИНАТЬ, как живет сознание ребенка, а не пытаться строить о нем теории или пытаться его перекраивать прод себя. Ибо эгоизм взрослого сознания НЕ ДАЕТ ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ - заменяя это выпячиванием усвоенных фиксированных понятий - подцепленных где-то, и принятых за живые зерна-проростки открытий о мире. Но фиксированные понятия тем и характерны, что НЕ МЕНЯЮТСЯ И НЕ РАЗВИВАЮТСЯ ДАЛЬШЕ, будучи однажды усвоены. О том - прекрасная книга Георг Кюлевинд. "От нормального к здоровому".

Пример того, как можно подступить к языку ребенка, не так уж далеко. Нужна образная, характеризующая качества предмета "мифологически" история. Игра во что-то понятное: например, как учат завязывать шнурки? " Вот шли две дорожки, потом - раз - и перекрутились- перекрестились! (Это все надо делать, и с интонацией, и с юмором, и с движением...), а потом - назад воротились (уже две петельки готовы). А потом и они перегнулись, - одна-а! под другоо-ой - подвернулись (паа-д! веер! нуулись!)... Вот и бантик готов,- с парой усов!  потянем-потянем - крепко затянем... - Так можно научить завязывать шнурки бантиком. Только надо самому это с удовольствием проговоаривать, можно сказать - играть на виду, втягивать в процесс, а не совать учебу в нос - вот, смотри, учись.... Мне вот приятно было это писать сейчас - потому что только что придумал, как это все срифмовать более менее, а раньше не получалось...
Пока все.
Previous post Next post
Up