И снова про социализацию дошкольников

Jan 06, 2014 09:32

Оригинал взят у lenuto в И снова про социализацию дошкольников

Что говорить о детской социализации - вроде бы, что все самое важное уже написано и добавить что-то новое очень сложно. Действительно, все то, что кажется мне сейчас таким нормальным и правильным не взялось откуда-то с потолка, об этом уже неоднократно писали уважаемые люди - ученые, психологи, педагоги, опытные родители...

Но я думаю, все равно очень важно продолжать говорить об этом. Набрав в любом поисковике фразу "социализация дошкольников", мы увидим широкий ассортимент разнообразных статей на эту тему, но большинство из них, увы, откровенно попахивают навсегда ушедшим прошлым - это перепечатки и пересказы устаревших учебников и пособий, где единственно верным вариантом дошкольной социализации смело называют детский сад и повествуют о том, как протекает социализация именно там.

Благодаря современным технологиям, мы с вами теперь имеем доступ к гораздо более свежей информации, которая, к сожалению, еще не успела так широко распространиться. А, значит, любая новая статья помогает все большему количеству людей узнать о том, что мы сегодня считаем благополучной социализацией для наших детей.

Я бесконечно благодарна тем, кто писал и говорил на эту тему ранее - ведь, несмотря на педагогическое образование и интерес к детской психологии, я не пришла к этим выводам интуитивно, мне понадобился толчок извне, жизненный опыт других людей, частные мнения наравне с профессиональными. Кто-то воспринимает лучше язык статистики и научные исследования, кто-то - язык чувств и эмоций, поэтому я считаю важным говорить об этом, говорить по-разному, делиться с другими тем, что мы знаем и чувствуем!

Что такое социализация ребенка? Логично, что под этим мы подразумеваем постепенное введение его в социум, общество. Сначала это круг семьи, который навсегда остается самым безопасным и надежным местом. Позже семейный круг начинает обрастать более широкими кругами, состоящими из тех людей, с которыми человек встречается в жизни.

За сухим термином "социализация" (который я, по-правде говоря, и не использую вовсе в реальности), стоит сама жизнь, живое общение ребенка с людьми, его плавное вхождение в общество в разнообразных ролях, его ощущение принадлежности себя - семье, нации, религии, культуре, планете...

Социализация - это процесс, который протекает вне зависимости от того, хотим мы того или нет. Антонимом социализации может быть изоляция. Но ведь мы не держим ребенка как узника в четырех стенах, верно?

Может ли социализация быть недостаточной или чрезмерной? Давайте помнить, что все мы разные, и, в зависимости от темперамента и особенностей характера, у детей могут сильно различаться их потребности в общении с людьми, и эта разница может сохраняться всю жизнь. Есть, тем не менее, определенные возрастные особенности детей, которые помогают понять, что можно ожидать от детей в различные возрастные периоды.

Так, большинство психологов сходятся во мнении, что до трех лет основной потребностью детей является внутрисемейное общение и наблюдение за внешними связями членов семьи. Вообще, дошкольный возраст - это благодатный период, когда закладываются основные ролевые модели, нормы и правила поведения в обществе, базовые понятия о ценностях. Это как раз все то, чему дети в норме учатся в семье, и нигде больше.

Что касается общения с другими детьми, дефицит которого часто является поводом для беспокойства современных родителей, важно не количество его, а качество. И действительно, если брать в расчет здоровую семью со здоровым ребенком, сложно представить, чтобы ребенок испытывал на себя недостаток социализации, если он имеет возможность выходить с родителями из дома - во двор, в парк, магазин, гости и т.п.

Потребность в общении с другими детьми появляется у ребенка после трех лет. Нет, это не значит, что до трех лет он не интересуется малышами, имеется в виду, что плюс-минус к трем годам он дорастает до возможности общаться - говорить и слушать, координировать свои действия, объединяться для игры, разрешать конфликты и т.п. Разумеется, эти умения не приходят сами собой, по мановению волшебной палочки, и именно родители являются главными проводниками своего ребенка в мир других людей.

Сначала ребенок долго наблюдает за тем, как именно его родители общаются с разными категориями людей, как они берут на себя разные социальные роли, как ведут себя в проблемных ситуациях, как разрешают конфликты, как устанавливают контакт и многое-многое другое. Вот именно поэтому так важно брать с собой ребенка туда, где это уместно, не ограничивая его передвижение исключительно специальными детскими мероприятиями. Маленьким детям необходимо получать жизненный опыт в реальном мире, рядом со своей семьей.

После этого мы заметим, как осмелевший ребенок начинает проявлять себя в различных ситуациях, и задача родителей - достаточно долгое время находиться рядом с ним, при необходимости регулируя и направляя его поведение, а по мере взросления уступая ему все большую долю самостоятельности.

Важно, что в дошкольном возрасте главным учителем ребенка являются исключительно значимые для него взрослые.

Чтобы избежать чрезмерных нагрузок на психику ребенка, достаточно оставаться внимательными к его поведению. Обычно дети очень явно реагируют на переизбыток общения - они становятся перевозбужденными, теряют контакт со взрослыми, демонстрируют проблемы с режимными моментами (сон, еда и т.п.), и это все несмотря на то, что они могут выглядеть очень довольными и не готовыми отказаться от этого общения. Однако, давайте сравним эту ситуацию с перееданием сладкого - редкий ребенок откажется от сладостей по доброй воле, но он еще не способен осознать, что в большом количестве они вредны, поэтому это наша задача - отслеживать, посильную ли нагрузку переносят наши дети.

Даже для самого ярко выраженного экстраверта, потребность в общении отнюдь не равна потребности в общении без присутствия родителей, а также в общении в течении нескольких часов без перерыва (мы же говорим о дошкольниках).

Особенно ценно для ребенка общение в кругу семьи. Печально наблюдать нередкую ситуацию, когда маленькие братья и сестры оказываются фактически целыми днями разлучены, например, находясь в разных группах детского сада, и теряют драгоценную возможность расти вместе, тратят впустую то время, которое так важно для установления между ними прочной связи и привязанности. Детям необходимо общение с разновозрастными людьми - собственными бабушками и дедушками, тетями и дядями, кузенами, соседями по дому, приятелями на детской площадке...

Но именно время, проведенное с родителями - бесценно.

Поэтому давайте радоваться, когда у нас есть возможность пойти с ребенком на прогулку или по делам, кататься на велосипедах или получать посылку на почте, смотреть спектакль или оплачивать счета, навестить пожилую бабушку или выбирать подарки в магазине, зайти в библиотеку или пообедать в кафе. Это все маленькие, иногда приятные, иногда не очень, уроки жизни, уроки общения, истинная социализация.

Елена Енгалычевская

социализация

Previous post Next post
Up