Современная Ямайка производит впечатление очень религиозной страны: и в крупных центрах вроде Кингстона и МоБэя, и в небольших городках вроде Порт-Антонио вас будет удивлять обилие и разнообразие местных церквей. Каких только конгрегаций вы не встретите, тут и адвентисты седьмого дня, и пятидесятники, и баптисты, и свидетели Иеговы, и католики, и англиканцы... Встречается и такая экзотика китайская православная церковь! :)
Однако наиболее оригинальной и колоритной религией Ямайки является, конечно же, растафарианство. Собственно, это даже не религия, ибо церкви и места служения как таковые отсутствуют, а скорее некий распределенный комплекс верований и этики, зародившийся среди бедного черного большинства в 30-х годах прошлого века. В основе растафарианства лежит идея избранности черной расы и вера в черного мессию, задача которого состоит в избавлении от белого господства и репатриации черных ямайцев на родину, в Африку, которая является "обетованной землей", совсем как Палестина для евреев.
Иудео-христианские коннотации очень сильны в растафарианстве, не случайно сами растафари считают себя "двенадцатым коленом израилевым", а Африку ничем иным, как Сионом (кстати, это очень популярное название для местных ямайских гор: я видел не менее трех различных Синов на дорожных указателях). При этом любая община белых называется Вавилоном, то есть местом пленения иудеев. Мессией для растафари стал эфиопский царь Хайле Селассие - в 30-е годы он стал правителем единственного полностью независимого африканского государства и не удивительно, что на Ямайке его коронация, широко освещавшаяся в американской и местной прессе, стала толчком к восприятию его как нового мессии. Собственно и само название религии происходит от слов Рас Тафари, то есть принц Тафари, имени Селассие до его восхождения на трон. При этом, статус мессии поддерживался еще и тем, что Хайле Селассие считался прямым потомком библейского царя Соломона и царицы Савской:
В этический комплекс растафарианства входит любовь и уважение ко всем живым существам, а также борьба со всякого рода утеснением и защита человеческого достоинства. Раста носят специальную прическу - дреды, длинные нестриженные сплетающиеся косички, которые служат напоминанием и символом гривы Льва Иудейского из Библии, хотя о происхождении этой прически споры идут до сих пор, так же как и о самом названии, некоторые даже считают, что дреды произошли от что многим эта прическа казалась "dreadful" :). Дреды раста накрывают специальными головными уборами.
Другой общеизвестной чертой является курение ганджи (марихуаны), что также находит свое оправдание в Библии :) Psalms 104:14 "He causeth the grass to grow for the cattle, and herb for the service of man."
За пределами Ямайки растафарианство стало известным прежде всего за счет всемирной известности регги и музыканта Боба Марли. Стиль регги родился в бедных районах Кингстона и среди его исполнителей было очень много раста, и наиболее известный на западе ямайский певец Боб Марли был образцовым раста. Популярность Марли на западе привела к тому, что для многих сама Ямайка ассоциируется с его именем и растафарианством.
Однако для самих ямайцев растафарианство является лишь одной из множества конгрегаций, приверженцев растафарианства на острове всего лишь 5% населения, и при этом оно остается верой бедных ямайцев (исключение составляют богатые растаманы деятели шоу-бизнеса). Для местных политиков и бизнесменов раста это нищие маргиналы, все еще ищущие своего избавления от "белого Вавилона". А белый Вавилон никуда не делся, за время моего пребывания на Ямайке мне попадались и такие персонажи как, например, владелец 4000(!) домов на Ямайке, со вполне себе европейской внешностью. И, хотя нынешнее ямайское правительство почти полностью состоит из черных и мулатов, реальной властью обладают не они, а экономически доминирующее меньшинство из англичан, американцев и китайской диаспоры. Раздающиеся то и дело возгласы черного большинства "Мы так и остались рабами" хоть и будоражат иногда общественность, но статуса кво изменить не могут, по крайней мере пока. А если и изменят в будущем, то не факт, что к лучшему, как это показывает опыт соседнего Гаити (черная карибская страна, получившая независимость аж в XVIII в., однако страдающая сейчас от тотального хаоса и нищеты), Уганды и Зимбабве (где в разное время белое меньшинство подвергалось притеснениям, что вовсе не изменило жизнь черного большинства к лучшему) или современной еле оправившейся от ужасной гражданской войны Либерии (африканской страны, основанной черными выходцами из Америки, также воспринявшими в свое время идею репатриации на родину предков). Нынешнее состоянее государства вполне устраивает его "элиту", а маргинальная религия с давно уже мертвым мессией так и останется в ее мыслях прибежищем бедноты и броской визитной карточкой для американских туристов.