Как не странно, но современные публикации о фотографии не часто балуют нас рассказами о Халсмане. Хотя в истории фотографии Филипп Халсман пока что единственный фотограф, которому поставлен памятник. Причина тут вполне понятна - даже на современном уровне техника съемки прыжка в фотографии в стиле Филипп Халсман требует очень высокого профессионализма и технического обеспечения. Но, например, на передовом крае фотографии - ресурсе strobist.com и его фотостриме на фликре (flikr.com) такие фотографии не редкость. Но, довольно истории - у нас впереди главная задача - как сделать фотографии в стиле Филипп Халсман (и Сальватора Дали).
Новаторство Халсмана как фотографа концептуалиста заключается, прежде всего, в том, что Филипп внес в фотографию динамику. Причем не просто динамику, но и центростремительный тип создания изображений. Ясно, что именно неистовый выдумщик Сальватор Дали оказал на Филиппа то самое влияние, после которого Халсман и превратил находку от совместной работы с метром живописи в фотографический бренд. Тридцать лет Сальватор Дали и Филипп Халсман находились в дружеских отношениях. Познакомившись в 1941, через семь лет они начали делать первое сенсационное креативное фото, которое до сих пор является образцом и мастер - классом для всех, кто решил делать фотографию центростремительного типа. 1948 год - это дата фотографии Dali Atomicus ставшей культовой фотографией и занявшей достойное место в истории искусства.
Ульянов-Ленин как-то заметил, что «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Данный слоган справедлив и в фотографии. Филипп Халсман прекрасно знал латынь, французский, немецкий, русский и окончил школу лучшим учеником в классе, поступил в Дрезденский институт, а в 1931 в Сорбонну. Так что задел был очень даже неплохой. Это и помогло схватить на лету то, что щедро разбрасывал Дали. А впоследствии превратить это в личный бренд. По сути Филипп Халсман с легкой руки Сальватора Дали внес в фотографию то, что сейчас именуется «заморозка». Однако, стоит заметить, что заморозка потребовала очень большой работы по подготовке моделей. Тут, видимо, помогла общая эрудированность и высокий образовательный уровень фотографа.
В чем же заключается феномен фотографий в стиле Филипп Халсман? Прежде всего в том, что они предельно динамичны, очень неплохи по свету и, как замечали многие, - притягивают чем-то магическим. И это именно так. Главная причина тут кроется в том, что настоящая фотография в стиле Филипп Халсман это не просто фотография, которую делает фотограф. Это фотография, которая делается и фотографом и фотомоделью. То есть мы видим продукт, который, получается, от совместных действий и фотографа и того, кого фотографируют. Как не странно, но у большинства людей относительно динамического фото бытует заблуждение, которое всячески поддерживается в масс-медиа. Хрестоматией такого типа создания фотографии является фильм фотоувеличение - Blowup. В нем не только сняты молодые ярбедс и потрясающе юный гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж, который брендируя Хендрикса разбивает гитару об колонку. Также там фотограф показательно фотографирует фотомодель. Фотографирует принципиально не так, не по-настоящему. А так, как это видится режиссеру. Именно этот миф и распространен как главный принцип создания динамического фото. Формулируется он примерно так: модель пусть много-много крутится, а фотограф пусть много-много щелкает затвором. Увы, в таких случаях ничего путного не получается. Настоящая фотография в стиле Филипп Халсман делается совсем иначе.
Технология съемки фото в стиле Филипп Халсман такова, что первее всего необходимо установить контакт с моделью. И этот контакт настолько взаимопроникающий, что ментальность там едва ли не интимного типа. Следом за этим идет репетиция будущего снимка. И потом, когда все готовы, фотограф дает команду и делает один-единственный снимок. Здесь самое интересное - фотограф вроде бы должен обладать потрясающей реакцией, чтобы отработать снимок в самый нужный момент. Но это не совсем так. Дело в том, что тут мы имеем дело уже с созданным дуэтом - фотограф и модель. И на самом деле задачей фотографа является выключить персональный контроль над пальцем, который нажимает на спуск. И передать это модели. Когда модель делает свой «выход» она, фактически паранормально дает команду на спуск. Фотографу надо просто словить этот импульс энергетики и провести его в свой палец, который нажимает кнопку спуска. Все эти действия делаются в бессознательном режиме. Именно потому ощущения от такой фотосессии всегда потрясающие. То небольшое проникновение ментального типа двух людей - фотографа и модели за пределами сознания и есть источник впечатлений, который очень сильно коррелирует с другими очень притягательным для многих людей видам занятий, которому соответствует модное современное слово из трех букв - SEX. Однако, как заметил кто-то, полнота ощущений в нем достигается при помощи дополнения несколькими старомодными словами из большего количества букв. Так вот съемка стиле Филипп Халсман (и Сальватора Дали) содержит вполне четко часть данного процесса, пусть и безконтактную, но очень даже ощущаемую. Именно поэтому после таких фотосетов настроение у всех участников очень даже повышенное.