О красивом здании

Jan 22, 2017 14:40





Что вы скажете про это здание в Омске?


Здесь учился Борис Сухоруков, автор этих строк. Это правильно. Я поступил в ОмИИТ в 1984 году и получил диплом в 1991 году. Не подумайте, что я был второгодником или курс обучения длился 7 лет. Просто между вторым и третьим курсами меня призывали на службу в ряды советской армии.
Изначально здание строилось для Управления железной дороги. В 1961 году в нём обосновался Омский институт инженеров (железнодорожного) транспорта - ОмИИТ. Буквально на три года 1994-1997 институт преобразовался в академию. А после стал государственным университетом путей сообщения - ОмГУПС. Но почему-то городские власти назвали остановку общественного транспорта "Академия транспорта" и не переименовывают. Хотя академия прожила всего три года.
Ну, а заметку эту я написал потому, что зданию исполняется 100 лет.




Это удивительно. Когда смотришь на это колоссальное строение, мощное и красивое, удивляешься мастерству архитекторов и строителей. Вы только представьте себе технологии столетней давности. Здесь нет бетонных и каменных перекрытий! А какая штукатурка! Какая лепнина! Многие более поздние здания развалились. А здание ОмГУПС только недавно пережило капитальный ремонт. Но это не такой ремонт, когда остаётся только кирпичная кладка, а всё почти перестраивается заново. Большая часть строения осталась в первозданном виде. Прекрасный образец архитектуры, который можно внести в учебники.

Если бы современных архитекторов учили бы на таких примерах ...

На работах помимо русских рабочих были заняты военнопленные австро-венгерской армии. Строительство осуществилось в короткие сроки, и 4 сентября 1916 года газета "Омский телеграф" сообщила о его завершении. Окончательная внешняя отделка здания, декор и скульптуры были выполнены в 1917. В этом Ф. Винклеру помогал целый интернациональный коллектив - формовкой рельефов занимались поляки и итальянцы, цементную массу готовили чехи и румыны, глину для лепки - венгры. Винклер лепил из глины рельефы, затем с них снимались клеевые формы, с которых в гипсе отливались готовые формы. Для внутренних помещений здания было выполнено большое количество горельефных и рельефных композиций. Все они отливались в цокольном этаже, и в дальнейшем устанавливались на места. Аллегорические скульптуры для фасада из армированного пескобетона лепились прямо на месте установки. Приготовленную пескобетонную массу скульптор с помощниками «набивал» на стальной каркас. Создав фигуру вчерне, он приступал к проработке деталей - лепил лица, руки, обнаженные части тел, складки драпировки. Все статуи выполнены им в духе необарокко, а их прически - в стиле модерн. Каждая фигура имеет свои индивидуальные черты: "Путь" - самая могучая, "Тяга" - самая очаровательная, "Движение" - самая драматичная, "Управление" - самая величественная. Все они сделаны с учетом их визуального восприятия снизу и освещенности. Поэтому все фигуры слегка вытянуты вверх, зрачки их глаз углублены под сильно выступающими верхними веками. Благодаря этому и скульптуры, и их глаза хорошо видны с большого расстояния. А фигура "Движение" имеет свою особенность - она больше остальных выступает вперед, поэтому самая первая освещается лучами солнца. (Информационный листок Омских муниципальных библиотек)

Думаю, что фотоальбом "ОмИИТ, ОмГУПС" я пополню новыми фотографиями. Столетие, всё-таки.

архитектура, омск, история

Previous post Next post
Up