Сегодня - День Учителя! Точнее, сразу два - Международный и отечественный, поскольку у нас этот праздник отмечается в последнее воскресенье ещё с советских времён. Верховный Совет СССР учредил День учителя ещё в 1965-м, а ЮНЕСКО спохватилась почти тридцатилетием спустя! Так или иначе, в этом году даты совпали, что бы это ни значило…
Общеизвестно, что у слова учитель, как минимум два основных синонима - преподаватель и педагог. Существует немало вполне научных определений, но мы пойдём простым путём: преподаватель преподаёт своим подопечным некие знания; воспитатель (само собой) их воспитывает; учитель - делает и то, и другое. Причём за одну зарплату. А педагог… Вообще-то, в Древней Греции так звали специальных рабов, которые присматривали за детишками. В частности, водили их в школу. У эллинов с этим было строго. Например, если родители пренебрегали образованием своих чад, то те могли по закону бросить их на произвол судьбы в старости.
Так что в переводе словечко «педагог» означает всего лишь «ведущий ребёнка». Как говорят, практичные греки резервировали эту должность для рабов, непригодных для более производительной деятельности. Благо, такие всегда находились. Об этом сейчас мало кто вспоминает, но уже при своём зарождении демократия могла существовать только при наличии достаточного количества рабов.
Много столетий спустя (примерно в XVII веке, когда языками просвещённой части общества были латынь и древнегреческий) и родился термин «педагогика» - то есть, буквально говоря «детовождение». А заодно и соответствующая наука. Так что советские студенты заканчивали педагогические институты с записью в дипломе «учитель того-то…».
В последнее время о том, «каким быть современному учителю», дискутируют много. Хотя уж лучше бы этим и ограничивались, а со всякими реформами были поаккуратней. Но мы не станем ввязываться в спор, и процитируем Конфуция: «Тот, кто постигает новое, лелея старое, - может быть учителем». Вроде, вполне в духе времени?
Старик Гёте высказался эффектно, хотя и несколько замысловато: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, - но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Зато неожиданно комплиментарен оказался сэр Уинстон Черчилль: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать». Впрочем, возможно, заявление сделано в ходе предвыборной кампании :)
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому»,- резонно замечает Мишель де Монтень. А вот подзабытый сегодня широкой публикой советский педагог Василий Сухомлинский простимулировал учеников фразой: «Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Вообще-то отчасти это выглядит так, словно педагог заранее снимает с себя ответственность, нет?
Закончим прагматичным Жоржем Сименоном: «Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей».
Спасибо