Невидимая опасность

Nov 03, 2014 12:58


Оригинал взят у ilyavaliev в Невидимая опасность

Каждый раз, садясь в самолёт, мы подвергаем себя риску. Отнюдь не риск катастрофы, ибо гораздо более шансов угодить в катастрофу в автомобильном транспорте. Этот риск связан с получением дополнительных доз космической радиации.



Фото letchikleha

От космической радиации всё живое на Земле защищено атмосферным слоем и магнитосферой. Считается, что в умеренных широтах и тропиках уровень космической радиации на высотах до 15, а то и 18 километрах лишь незначительно отличается от её уровня на поверхности. Однако, за полярным кругом безопасный слой составляет лишь 8 километров. Все рейсы самолётов из Европы в Азию или Америку проходят именно в приполярной области нашей планеты и на высотах более, чем 8 километров.

Более глубокое проникновение солнечного и космического излучений у полюсов обусловлено ослабленным магнитным полем и более тонким озоновым слоем. Именно из-за этого у полюсов мы наблюдаем aurora borealis (или у южного полюса называется: aurora australis), - полярные сияния. Высокочастотные потоки частиц замедляются магнитным полем и атмосферой. Некоторые из них замедляются до частот видимого электромагнитного спектра. Некоторые - нет.

Именно те частицы, которые сохраняют свои частоты на уровне, например, рентгеновского излучения, и представляют опасность для пассажиров и членов экипажей "трансатлантических" рейсов.

По расчётам, за пять часов пребывания в полете, на высоте 11000 метров, человек получает радиационную дозу, соответствующую одному рентгеновскому просвечиванию грудной клетки. Поэтому для людей, часто летающих по делам, для летчиков, стюардесс - космическая радиация может быть серьезной проблемой.

Люди могут без особого вреда своему здоровью переносить дополнительное излучение, получаемое на высоте более 10 км, в течение нескольких часов. Всё же пассажирам не рекомендуется летать более 72 часов в месяц.

Сравним цифры. Летчики и другие члены экипажа реактивных лайнеров, совершающие частые перелеты через Атлантику или через континент, могут регулярно накапливать дозу облучения свыше 5 мЗв в год, т. е. максимально допустимую для обычного населения (средняя норма для стран Западной Европы). Добавлю для примера, что в Украине предельной дозой облучения, правда, для техногенных (созданных человеком) источников, является 1 мЗв в год, а средние дозы облучения персонала проживающего в г. Чернобыль и работающего на ЧАЭС составляет от 2 до 10 мЗв в год. То есть члены экипажей получают в некотором смысле такую же дозу облучения, как те люди, которые бы жили в отчуждённой территории Чернобыльской АЭС.

Современная медицина не может внятно объяснить влияние повышенных (не жёстких) доз радиации на человеческий организм. Радиация влияет на него на клеточном и даже генетическом уровне. Влияет незаметно, и всегда её влияние можно списать на иные вредные факторы. Однако, российские летчики просят учитывать радиацию. Результаты исследований показали, что годовую дозу облучения можно получить всего за 108 летных часов. Сейчас в России радиационный санитарный контроль у пилотов ведётся с высот от 15 километров.

Вы как думаете, действительно ли проблема космического излучения в полётах актуальна или сильно преувеличена?

Чернобыль, авиация, радиоактивность, профессиональные заболевания

Previous post Next post
Up