Оригинал взят у
motimatik в
Урок Колмановского Каждый хороший учитель знает, что именно его поступки воспитывают учеников. И наоборот, всё произнесённое у доски будет соотнесено школьниками с поступками учителя, а слова сами по себе значат немного.
Почему-то в общественных дискуссиях вокруг школьного образования принято обсуждать только содержание программ, учебников, списки обязательных литературных произведений и т.п. А социализацию обычно в таком контексте упускают. По-моему, зря. Именно в школе современный человек усваивает основные модели поведения в социуме, учится соотносить собственные поступки с реакцией общества на них. В этом смысле у детей блестящее чутьё: про каждого вновь пришедшего в школу учителя ученики намного быстрее коллег выясняют, говоря по-простому, вывозит ли он за базар.
Наверное, самая яркая иллюстрация из свежих в общественной памяти событий - выборы в ГД 4 декабря 2011г. Юристы, правоведы часто говорят, что законы в России и не такие уж плохие (хотя переход российского парламента в режим взбесившегося принтера поставил под сомнение и этот тезис), но основные проблемы - это правосознание и правоприменение. Собственно, для повышения уровня правосознания в школах и существует предмет обществознание (иногда граждановедение или право), преподают его зачастую учителя истории.
Год назад российские школьники выучили разные уроки правосознания и правоприменения, даже если учебные программы, по которым их учили, не отличались вовсе. Потому что урок тогда заключался в поступках их учителей. Часть из них фальсифицировала результаты выборов - и школьники, ученики таких учителей, сделали свои выводы: процедура выборов - имитация, власть в России устанавливается не демократическими процедурами, выполнение указаний "начальства" важнее действующих законов и т.д. Но были учителя, которые не только не фальсифицироавли выборы, но даже препятствовали фальсификациям, а потом и ходили на митинги за честные выборы. Ученики таких учителей выучили, что гражданское общество - это привычка к общественной деятельности каждого гражданина, с одной стороны, и что российскому обществу очень далеко до консенсуса по поводу правосознания, с другой стороны.
Но главное, учителя, фальсифицировавшие выборы недвусмысленно дали понять своим ученикам, что во взрослом мире их ждёт необходимость врать, подтасовывать, нарушать закон (даже без попытки его прочесть), а ученикам других учителей предоставили возможность выбора: они видели и честных учителей, и фальсификаторов - они могут равняться на своих граждански сознательных учителей или не делать этого, но у них есть хотя бы шанс, достойный пример перед глазами.
Сегодня российское общество находится в такой тяжелой ситуации с нравственной и с правовой точки зрения, что даже учителю биологии лицея "Вторая школа" Илье Колмановскому пришлось дать своим ученикам урок гражданской позиции. В своём блоге на радио "Свобода" он написал
"Я не мог поступить иначе. Есть ситуации, когда больше нельзя молчать; «когда покончат с евреями и коммунистами - придут за тобой, и уже некому будет тебя защитить». Я знаю, что должен был выступить в защиту прав этих меньшинств и против мракобесия, против вражды, против разделения нации по любому признаку. Я должен это сделать еще и потому, что я - не гей. Простите за пафос: мы должны закрыть этих людей плечами еще и потому, что потом - наша очередь. Наступил момент, когда молчать - еще опаснее, чем говорить. Мы должны заговорить все вместе, одновременно - и тогда страх и ненависть схлопнутся как карточный домик, и мы вернемся в школы". Цитата про евреев и коммунистов - банальная, конечно. Но истина не тускнеет от повторения. Возможно, в итоге Колмановскому придётся уйти из "Второй школы". Возможно, департамент образования воспользуется скандалом, чтобы добить "Вторую школу" - у них затянувшийся конфликт, известные учителя этой школы многократно публично выступали против введения подушевого финасирования, закона "Об образовании" и политики слияний. Но тем весомее станет урок Колмановского для его учеников, да и шире - для всего российского общества.
Оригинал на Эхо Москвы