..минимизирую количество слабых низкокачественных снимков в чужих лентах до одного на каждый свой постинг.
Те, кого не тошнит, могут пройти под кат.
Небо
Ахпата меланхолично: тихий дождик шуршит по траве - так, что наши шаги беззвучны - и так же бесшумно ступают другие посетители, прячутся за углами, задумчиво смотрят.. Здесь мы снова случайно встречаем и то странное итальянское семейство, с которым впервые столкнулись в Мармашене (а затем полноценно по-вавилонски пообщались в Ванадзоре - англо-французский-русский-армянский - выяснив, что на своем стареньком "опеле" они проехали Словению-Македонию-Грецию-Турцию-Грузию.. и вот теперь здесь).
Но Ахпат растворяет до тени самых разных пришельцев - словно и нет никого.. Издалека настоятель вдруг улыбается мне - так открыто и радостно - что эту улыбку я проношу внутри, как диковину, то и дело "рассматривая", возвращаясь к ней снова, по всему монастырю.
Здесь случается Ншан.
В главной церкви темно, и если в притворе еще поблескивают свечи, то, в черном зале с колоннами к нише апсиды - только четыре ступени, и над каменным алтарем - только луч из окна.
Там я играла на флейте.
Не знаю, сколько времени.
Его в такие моменты нет.
..оказалось, что в церковь зашли люди, достаточно много - но их, по-моему, тоже не было. Как и меня.
Черная церковь, Сурб-Ншан, монастырь Ахпат - по хачкарам и стенам которого в бесконечный и вечный орнамент сплетены жизнь и смерть.
Монастырь Ахпат, подземелья которого - место упокоения тел, как книг и книг, как тел.
Монастырь Ахпат, из которого горы и весь мир вокруг.. видит Бог..
..темный, древний и.. теплый - Знак Вечности. Равносторонний хачкар.