Абсурдность существования транспортного налога в России признают даже в руководстве страны, но почему-то не торопятся его отменять, ссылаясь на снижение доходной части бюджета.
Занимаясь этим вопросом не первый год, мы решили всё-таки разобраться, что на самом деле происходит и действительно ли доходы в бюджет так катастрофически упадут.
Чтобы это выяснить, нам пришлось поднять официальные документы и сравнить всё в цифрах.
Из официальных заявлений: «Снижение транспортного налога будет компенсировано увеличением акцизов на бензин на 1 руб. за литр ежегодно в период с 2011 по 2013 год».
Значит, для того, чтобы компенсировать потери в доходную часть бюджета, руководство страны якобы вынуждено поднять акцизы на три рубля.
Но, что интересно:
Согласно отчёту Федеральной налоговой службы по форме №1-НМ, в 2009 году в целом по РФ фактически было собрано акциза на автомобильный бензин 109,84 млрд. руб., на дизельное топливо 32,32 млрд. руб., на моторные масла 1,3 млрд. руб.
Итого 143,5 млрд. руб. по этой группе нефтепродуктов, произведённых на территории РФ.
Аналогичные показатели за 9 месяцев 2010 году составили: автомобильный бензин 93,4 млрд. руб., дизельное топливо 26,2 млрд. руб., моторные масла 1,2 млрд. руб. соответственно.
Итого 120,8 млрд. руб.
За 12 месяцев 2010 года следует ожидать поступления не менее 160 млрд. руб. по этой группе нефтепродуктов, которые оплачивают все без исключений автовладельцы России.
Для справки:
Согласно главе 22 (ст. 193) Налогового кодекса РФ ставки акцизов на нефтепродукты в 2009-2010 гг. изменялись незначительно (в пределах 10%) и с этой точностью соответствуют приблизительно 2 руб. за литр бензина с октановым числом до «80» включительно, 3 руб. за литр бензина с октановым числом выше «80», 1 руб. за литр дизельного топлива.
А теперь пора приступить к подсчетам!
Что означает увеличение акциза на 1 руб. за литр?
Для А-80 это половина действующего акциза, т.е. увеличение поступления акциза составит 50%. Для А-92 и выше это треть действующего акциза, т.е. рост на 33%. Соответственно, для дизельного топлива - в два раза.
Нетрудно посчитать, что на основе статистики 2009 года получается рост поступления акцизов не менее чем на 70 млрд. руб. (более 33% на бензин и в два раза на дизельное топливо), а на основе статистики 2010 года - не менее чем на 78 млрд. рублей.
Желательно хорошо запомнить эту цифру в 78 млрд. руб., чтобы сравнить с тем, что происходит с поступлением транспортного налога в 2009 и 2010 годах.
Вернёмся всё к той же официальной форме №1-НМ, которая говорит, что за 2009 год в целом по РФ начислено 70,9 млрд. руб., собрано 62,0 млрд. руб., в том числе по физическим лицам начислено 51,7 млрд. руб., собрано 42,7 млрд. руб.
Аналогичные данные за 9 месяцев 2010 года, которые с учётом срока уплаты транспортного налога соответствуют годовым: в целом по РФ начислено 83,0 млрд. руб., собрано 64,0 млрд. руб., в том числе по физическим лицам начислено 65,5 млрд. руб., собрано 47,6 млрд. руб.
Как мы видим, имеются серьёзные проблемы с собираемостью транспортного налога, особенно с физических лиц.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить то, что начислено, с тем, что фактически собрано. Граждане хоть и пассивно, но сопротивляются этому несправедливому налогу.
Выводы напрашиваются сами собой!
Увеличение акцизов на 3 рубля за литр в качестве альтернативы транспортного налога, с учётом снижения транспортного налога в два раза на региональном уровне, является четырехкратным обманом автовладельцев.
Из приведённых статистических данных также следует:
Повышение акцизов на 1 рубль за литр бензина и дизельного топлива полностью перекрывает отсутствие поступлений от существующего сегодня транспортного налога. Соответственно, в связи с дополнительным увеличением в 2011 году акцизов на 1 рубль за литр транспортный налог с 2011 года может и должен быть полностью отменён.
Самое интересное, что не понятно, чем руководствуются специалисты в Правительстве РФ, неужели за годы работы их не научили правильно считать?
Вряд ли…
Следовательно, основной вывод, что нас всех обманывают!
Более того, налоговое законодательство в нашей стране является по сути преступным.
Для того чтобы каждый человек мог разобраться во всём лично, ниже приведена таблица, характеризующая изменения ставок акцизов согласно подписанному Президентом РФ закону о внесении изменений в главу 22 Налогового кодекса, а также выдержки из пояснительной записки Минфина и финансово-экономического обоснования к законопроекту.
На самом деле, ставки акцизов увеличат не на 1 рубль за литр ежегодно, а существенно больше.
Сравнение ставок акцизов в ст. 193 НК до 1 декабря (было) и после (стало)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (выдержка)
Ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2011 года увеличиваются на 1 рубль в расчёте на 1 литр подакцизной продукции по отношению к ставкам, утверждённым статьей 193 Кодекса в действующей редакции; с 1 января 2012 года - на 6 процентов к ставкам акциза, предусмотренным законопроектом на 2011 год, и на 1 рубль в расчёте на 1 литр подакцизного товара; с 1 января 2013 года - на 5,4 процента к ставкам акциза, предусмотренным законопроектом на 2012 год, и на 1 рубль в расчёте на 1 литр подакцизного товара.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В результате изменений, предлагаемых законопроектом, дополнительные поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составят:
- в 2011 году - 109,9 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет -103,4 млрд. руб.;
- в 2012 году - 225,8 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет -121 млрд. руб.
Увеличение ставок акцизов в 2013 году по сравнению со ставками 2012 года, предусмотренное законопроектом, приведёт к росту доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 183,0 млрд. руб., в том числе федерального бюджета на 107,8 млрд. руб.
Как видно, «дополнительные поступления» в консолидированный бюджет из наших карманов в несколько раз превысят поступления абсурдного транспортного налога, который, тем не менее, власти не хотят отменять.
P.S.: Добиваясь отмены транспортного налога год назад, мы предлагали включить его в конечную цену продукта.
При этом цена топлива поднималась на 50 коп., что само по себе не оказывало серьезного влияния на экономическое положение рядовых автовладельцев, но увеличивало собираемость транспортного налога до 100%, а также способствовало справедливому взиманию, исходя из принципа: сколько проехал - столько заплатил. В нашем предложении мы указывали то, что налог должен быть целевым и расходоваться только на дороги, а распределение налога должно происходить в том регионе, где заправляются, а соответственно и проезжают автомобили.
При подготовке материала выражаю благодарность моему коллеге Андрею Юрьеву.