Декадентский салон XXI века
«О тленье, прелесть декаданса!
Его огня дразнящий чад
И эфемерность экзистанса,
Пьянящий пряный аромат»
Мария Янушкевич
Фестиваль «Бархатное подполье» уже пять лет объединяет весьма экстравагантных музыкантов, художников, модельеров и танцоров. Их творчество и имидж наследуют традиции эстетизма, дендизма, декадентства. Автор идеи - московский журналист и музыкант, лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский.
Как выяснилось, Владимир еще и активный пользователь сети. Мы продолжаем серию наших Интернет-интервью.
Прошлой осенью участники «Бархатного подполья» имели интереснейший опыт по проведению двух вечеринок под общим названием «Декадентский салон». Первый салон был проведен 11 октября в Москве в Библиотеке им. А. П. Боголюбова и стал самым богемным мероприятием этой осени. 22 ноября в московском клубе «Марсель» состоялось еще одно богемное событие - второй «Декадентский салон». Среди участников салонов отмечены театр королевы бурлеска Ляли Бежецкой «Шкатулка», тематический клуб «Черное и красное», группа «Бостонское чаепитие».
Весь вечер работало фотоателье «Ретрообраз», желающие могли запечатлеть себя в винтажных нарядах. Гости салона имели возможность выиграть пикантные призы от фирмы «Фанты», а также духи с феромонами от фирмы «Роспарфюм».
Само культурное пространство «Бархатного подполья» планировалось как фестиваль для истинных ценителей Прекрасного, любителей изысканных, красивых вещей, тонких ароматов и утонченной музыки. мужчины, знающие толк во французских коньяках и винах, дамы, знающие толк в хорошем макияже, стильные люди, обладающие хорошим вкусом и фантазией, умеющие свою жизнь превращать в фейерверк эмоций - вот главная аудитория таких фестивалей. Жизнь для этих людей - творчество, секс - танец, наслаждение - непременный спутник развития.
На наше предложение сделать материал о «Декадентском салоне» Владимир Преображенский откликнулся сразу: «Я не против, я готов к общению».
Владимир, расскажите об основной цели «Бархатного подполья».
Изначально у меня была задача романтическая - создать мир, которого нет, воссоздать мир своих грез. Мир, у которого есть историческая "прописка" - традиции эстетизма и декаданса в европейской культуре. Здесь должно было сочетаться и визуальное, и музыкальное, и обаятельное, и осязательное. В итоге оказалось, что это не бред одиночки. Люди, которым близок этот же мир, есть, и именно они стали аудиторией фестиваля "Бархатное подполье". До того момента, как я стал делать "Бархатное подполье", многие из них считали себя безнадежными одиночкими, которых никогда не поймут. Оказалось, нет. Да, людей, которым близок мир «Бархатного подполья», которые его понимают, не много, но зато - какие они! "Бархатное подполье" - это особый мир для особых людей.
Это такая попытка уйти от реальности?
Это попытка создать свою реальность. Да, если угодно, уход в «башню из слоновой кости».
Побег?
У каждого уход в свой мир осуществляется субъективно и индивидуально. Могу сказать одно: реальность пластична и чудеса бывают! Когда вы надеваете свой лучший костюм, чистите ботинки, душитесь дорогими духами, чисто бреетесь и затем идете на концерт в консерваторию или - еще лучше - на балет, вот это уход от реальности или как?
Ну, для меня это нормальная практика… А вы ругаетесь матом?
Я нормальный, адекватный, живой человек. И я достаточно хорошо понимаю, когда что уместно, а когда - нет. И при этом я - не ханжа.
И как же это сочетается с идеями панэстетизма?
Никак не сочетается. Я же не хожу постоянно в белых перчатках и во фраке. И когда я кошу на даче траву, я надеваю потертые джинсы и сапоги. Кстати, за этим занятием я и написал песню "Ноктюрн", про сексуального маньяка.
Расскажите, а какой-то доход вам ваши мероприятия приносят?
Мне хотелось попробовать совершенно уникальный жанр «Декадентского салона». Попробовал две разновидности - первый, более камерный, салон и второй, публичный. Сделал выводы. Больше таких салонов проводиться не будет! Благотворительностью я больше не занимаюсь. Пусть эти два салона вспоминают как легенду, что, кстати, уже происходит. Отныне «Декадентский салон» существует только под частный заказ. Нормальная коммерческая история.
Что за публика к вам приходит?
Ответ банален, но это люди, которые совершенно особо, тонко и прихотливо чувствуют Прекрасное. Это люди, которым близка эстетика декаданса и дендизма. Это может быть и студент-филолог, и владелец галереи, и человек, состоявшийся, скажем, в банковском бизнесе, но обладающий достаточной фантазией и эрудицией, чтобы оценить красоту и неповторимость вот такого мира. Это, безусловно, культурологи, филологи, журналисты, которые пишут или написали диссертации по Серебряному веку, по декадансу, занимаются творчеством таких людей, как Уайльд или Гюисманс.
А так называемая гламурная публика?
Знаете, в новейшей России неверно истолковали и извратили такое замечательное понятие, как гламур. Мы пытаемся восстановить историческую справедливость. Круглый стол на тему "Формула гламура", который состоялся на 2-м фестивале "Бархатное подполье" в 2006 году, был посвящен именно этому. У нас в планах лекции, семинары, круглые столы на эту и многие другие темы.
Чьи выступления готовятся?
Преждевременно об этом говорить. Пока не планировали ничего, никаких дат и сроков нет. Однако хотелось бы еще раз услышать замечательного Александра Васильева на нашем "Бархатном подполье", хотелось бы пригласить Ольгу Вайнштейн, автора потрясающей книги "Денди". В том числе нам интересны люди, которые серьезно занимаются изучением отдельных субкультур: моды, тедди-бойз, стиляги - это все наши персонажи.
А насколько для вас важен эпатаж? Вы хотите шокировать?
Нет, я не хочу шокировать... Ну, вот наш клип "Шпионы гламура" - это, конечно, провокация. Отозвались все: садомазохисты, лесбиянки, геи, даже неонацисты. Это, в общем-то, была шутка, красивая поделка такая. Но нам важно было показать какой-то такой свой мир, не лишенный самоиронии, разумеется. Перья, грим, клубничка, которую девушка передает юноше из ротика в ротик, наручники, изящный каблучок, наступающий на глянцевое фото Ксении Собчак, книжка "Маркиз де Сад", из серии "ЖЗЛ" - все эти элементы в клипе были для нас одинаково важны.
Кстати, все планировалось еще более провокационно.
Еще более провокационно?
В клипе снялась известная готическая стриптизерша и актриса Анна Бергстрем. Ну и я. К тому моменту Анна была коротко стриженая. По сюжету герои начинают обниматься, смотрят друг на друга, потом она вроде бы опускается на колени, чтобы... ну, вы понимаете... И все это, как водится, такими быстрыми, сменяющимися кадрами. Все это в самом начале клипе. Мы хотели, чтобы зритель сначала думал: "Ой, это два мальчика", потом "Ой, да это две девочки" и только потом понимал, что это все же мальчик и девочка. Ну, чтобы уж всем фигу показать!
И какой была реакция зрителей?
В Интернете клип активно ротируется до сих пор, а на конкурсе Интернет-клипов он по количеству просмотров в первую же неделю обогнал клипы "Аквариума" и "Агаты Кристи", хотя был во внеконкурсной программе и снят в общем-то, в формате home video.
Для вас важен секс?
А для вас нет? (Общий смех) Конечно, секс - очень важная составляющая жизни. Это танец, это любовь, это радость, которую дарят друг другу два живых существа. Это язык общения, в конце концов, передающий тончайшие смыслы, которые не способен передать никакой другой язык. И, конечно же, это энергетическое общение.
Секс - это только двое?
Думаю, нет. Не случайно, оргии имеют глубокие корни у традиционных народов, входят в многовековую культуру. Главное, чтобы люди при этом доверяли друг другу, испытывали уважение, любовь и желание дарить радость. В том числе и дарить себя.
Секс связан с мистикой?
Один психолог в Ялте мне в свое время говорил: "Владимир, вы слишком мистически относитесь к женщине". С тех пор я стал более ценить в женщине сугубо земное ее начало. Я тогда был совсем юным - лет двадцать, романтик.
Удовольствия и гедонизм для вас важны?
Гедонизм - вообще необходимое условие жизни! Человек рожден для счастья, для наслаждения, для радости. Другое дело, что все мы живем в едином мире, где все взаимосвязано и должна присутствовать гармония. Нельзя одному быть счастливым за счет другого - гармония нарушается. А удовольствия? Я за удовольствия утонченные, изысканные. И чтобы быть способным утонченное ценить, нужно оттачивать свой вкус, воспитывать его. И лучше с детства.
Врезки:
Про работу.
«Я журналист, причем по большей части журналист музыкальный, хотя и заносило в другие области. Переработал в куче столичных изданий. В последнее время подумываю: не углубиться ли в какую смежную область. Периодически порываюсь вообще все и всех послать и уехать в Таиланд. Серьезно. Сказать, что я люблю Россию, было бы большим преувеличением. И к Западу тоже отношусь довольно скептически. А вот к Востоку- с большой симпатией».
Про искусство.
«Художник никому ничего не должен. На данный момент я за элитарное искусство. Потому что неэлитарного, рассчитанного на то, чтобы его поняли так называемые массы, у нас что-то слишком много развилось. И его активно насаждают и будут насаждать. Так проще стричь купоны с невзыскательной публики.
Чем публика тупее и необразованнее, тем проще ее... иметь. Во всех смыслах. Что с нашей российской публикой регулярно и делают. Элитарное же искусство - это не какое-то там заоблачное, а просто искусство, для своего адекватного восприятия требующее определенного воспитания человека, уровня его эрудиции, способности самостоятельно и оригинально мыслить, развитое чувство вкуса, наконец.
Какие-то вещи в искусстве, которые многим другим кажутся сложными, для меня ну самые нормальные, просто хорошие, интересные. King Crimson - это сложно? Наверно, да. Это элитарно? Безусловно. Но там нет зауми ради зауми, сложности лишь с той целью, чтобы запутать слушателя. Шостакович - это сложно? Наверно, да. А Булгаков? Можно ли понять Булгакова, просмотрев лишь известный сериал? Думаю, что нет
Про публику.
«Если говорить про декадентские салоны, то самая лучшая практика - предварительное общение со всеми участниками, хотя бы через Интернет. Когда мы попробовали все демократизировать, просто продавать билеты, причем довольно доступные, это сразу же отразилось и на публике. Декадентские салоны - вещь слишком деликатная. Каких-то гостей, разумеется, я приглашаю специально. Вот Андрея Якушина из культового дуэта "Прощай, молодость!" приглашал в этот раз, но он, увы, не смог.
Еще хочу уточнить, "Бархатное подполье" - довольно многомерный фестиваль. И чем дальше, тем больше мы дистанцируемся от слова "декаданс" и его буквальной идеологии. Понятие "куртуазный декаданс" было нужно особенно в самом начале нашего пути, чтобы определить некие границы нашего королевства и привлечь заинтересованную публику. На данный момент можно сказать, что ядро "Бархатного подполья" - это не декаданс, а новый эстетизм. Красота, изысканность, утонченность - вот наши основные принципы сейчас».
P.S. Планировалось для одного журнала в Сибири, но как-то у них пока не срослось там, а я решил от вас не таить и обнародовать.
В преддверие нашей встречи 21 февраля, в это воскресенье
http://bostontea.ru/