Куста и Брега

Feb 05, 2006 15:47

Куста и Брега, или о музыке в фильмах Эмира Кустурицы

На сайт Джона Сильвера (www.kino.orc.ru/js), где я подвизаюсь колумнистом, пришел вопрос о музыке в фильмах Эмира Кустурицы. Типа: какова специфика отношений Кустурицы и Горана Бреговича, кто с кем в какой группе играл и о чем песня "Динджи-ринджи Бубамара" из фильма "Черная кошка, белый кот". Так вот, ответить в двух словах про музыку в фильмах Эмира Кустурицы и тексты песен просто не получится. Поэтому отвечаю подробно и развернуто. До "Андерграунда" включительно музыку к фильмам Кустурицы писал Горан Брегович, после этого - коллектив группы Эмира, которая когда-то называлась "Zabranjeno pushenje", а сейчас называется "No smoking orchestra". Это сам Эмир, фронтмен группы Неле Карайлич (которого наши безграмотные прокатчики упорно называют "Караджилич") и скрипач-эксцентрик др. Дейан Спаравало. Это общеизвестная информация. Теперь несколько не столь широко известных фактов.
Сараево, откуда родом Кустурица и все остальные перечисленные персонажи, в коммунистической Югославии считался "городом молодых", поскольку большая часть его жилого фонда была массированными темпами возведена в 50-60 гг. и заселена молодыми "стороителями коммунизма" со всей Боснии и Герцеговины. Все это можно наблюдать в финальных кадрах "Долли Белл" - сносятся трущобы и бараки, на их месте встают новые кварталы. В семидесятые, когда подросли старшие дети и младшие братья первого поколения "строителей коммунизма", Сараево стал Городом Рока. Нигде во всей Югославии не было такого количества рок-групп самой разной направленности. То есть они были и в Белграде, и в Загребе, но в Сараево их было значительно больше. Югославская музыкальная мода формировалась именно в Сараево.
В 1972 г. Горан Брегович сформировал свою знаменитую группу, изначально называвшуюся "VIS Jutro", то есть "ВИА Утро", а затем получившую по своему главному хиту название "Bijelo dugme" ("Белая пуговица"). Начинали они с совершенно феерического прог-рока в духе "Эмерсон, Лейк и Палмер" и "King Crimson", но с балканским колоритом. Постепенно деградировали до стандартного поп-рока в духе Фила Коллинза и Элтона Джона, но, опять таки, с местными фольклорными вкраплениями. Брегович был автором всех песен группы и основным гитаристом. Остальной состав участников постоянно менялся, солистов сменилось трое: хорват Желько Бебек, серб Младен Войичич по прозвищу "Тифа", мусульманин Ален Исламович. Все уроженцы Сараево, естественно. Официально группа распалась в 1993 г., на практике же раскол произошел еще раньше, году в 1988. Примерно тогда же, в конце восьмидесятых, Брегович начал карьеру кино-композитора, сначала на телевидении Сараево, затем музыкой к фильмам Кустурицы, в частности пр
ославившему их обоих "Времени цыган". Сейчас Брегович живет во Франции, пишет музыку в основном для французов.
Так вот: в качестве кино-композитора Брегович не написал НИ ОДНОЙ, я подчеркиваю НИ ОДНОЙ оригинальной мелодии. Все его саундреки являются переаранжированными под хор и оркестр вариациями на тему старых хитов его рок-группы, каковых было очень много. В рецензии на "Турецкий гамбит" (на сайте Джона Сильвера) я писал о том, что мега-супер-хит "Эдерлези", звучащий во "Времени цыган" и "Гамбите" это переделка песни из репертуара "Биело Дугме", называвшейся (пишу для ясности русскими буквами) "Джурджевдан е, а я нисам с оном койу волим" т.е. "На Юрьев день я не с той, которую люблю" (а совсем с другой). Все то же самое касается и "Аризона дрим" - все песни, ставшие хитами в исполнении Игги Попа, были спеты за двадцать лет до этого Желько Бебеком: "In the death car" называлась "На заднем съедишту мога аута" ("На заднем сиденье моего автомобиля"), "TV-screen" называлась "Заборави ако можеш" ("Если можешь, забудь"), "Get the money" называлась "Айдемо у планине" ("Поехали в горы!"). М
узыкальная тема, легшая в основу "Андергаунда", впервые прозвучала на альбоме "Биело Дугме" называшимся "Успаванка за Радмилу М." ("Колыбельная для Радмилы М."), хотя, в целом, надо признать, музыка к этому фильму более оригинальна и самостоятельна, чем остальные бреговичевские саундтреки. Как бы то ни было, после этого фильма Брегович и Кустурица рассорились.
Приближаемся, наконец, к сути заданного любознательным посетителем сайта вопроса. После разрыва с Бреговичем Кустурица стал использовать наработки "своей" группы "Збранено пушенье". Группа образовалась в Сараево году в 1978-79, основными ее участниками были вокалист Неле Карайлич (по матери серб, по отцу еврей, настоящая фамилия Янкелич) и гитарист Секи Сексон (хорват). Кустурица тусовался с этими чуваками, но в группе практически не играл, являясь, скорее, чем-то типа духовного гуру (читай - организатора пьянок). Эти ребята играли поразительную по степени раздолбайства и цинизма музыку, по сравнению с которой наш всенародно любимый "Ленинград" - официоз типа Кобзона и Пьехи. Некоторые из участников группы, в т.ч. солист Неле Карайлич, участвовали также в сатирической телепрограмме "Топ листа надреалиста" ("Топ лист сверх-реалистов"), некоем югославском аналоге "Монти Пайтона". К концу восьмидесятых подонки несколько посерьезнели, а к группе примкнул скрипач-виртуоз с классич
еской выучкой Дейан Спаравало (по национальности цинцар, то есть югославский грек). Этот самый доктор Спаравало действительно профессор сараевской консерватории, при этом на концертах, хотите верьте, хотите нет, играет на скрипке жопой. Это, черт побери, надо видеть! Фантасмагорический человек.
После распада Югославии группа также раскололась - одна часть, во главе с Секи Сексоном, перебралась в Загреб (столицу Хорватии). Другая, во главе с Неле и Деяном, - в Белград (столицу Сербии). И те, и другие, на протяжении девяностых продолжали выпускать альбомы под старым названием, чем сильно путали поклонников. В конце концов было достигнуто соглашение, по которому название "Забранено пушенье" осталось за хорватской частью группы, а сербская часть назвалась "No smoking orchestra". В сербский вариант группы вошел сначала сын Кустурицы Стрибор (играет на ударных), а затем и сам Эмир Кустурица (играет на басу). В таком составе они и колесят по белу свету.
И, наконец, о "Динджи ринджи Бубамара". Собственноручно занявшись созданием саундтреков, Кустурица использует тот же подход, что и Брегович. Т.е., он ничего нового не сочиняет, а берет состоявшиеся хиты своей группы, и аранжирует их под формат кино. Песня, известная как "Динджи ринджи Бубамара" изначально называлась "Жени нам се Вукота" ("Наш Вукота женится"). Песня была на вполне понятном сербском языке, в ней рассказывалось о свадьбе контрабандиста Вукоты, которую сорвал цыган по имени Яшар, выкрав из-под венца невесту Любицу. Сюжет этой незамысловатой смешной песенки лег в основу сценария фильма "Черная кошка, белый кот". Песня также вошла в фильм, хотя и в сильно измененном виде. В частности, поется она не на сербском, а на некой дикой мешанине языков - сербского, цыганского, румынского. "Динджи ринджи" не значит ничего вообще, это просто "тили-тили, трали-вали". "Бубамара" по-сербски значит божья коровка, так, если помните, называют одну из героинь фильма. Также в песне
звучит имя цыганского барона Грги, у которого враги пытаются выманить "паре све" - все его деньги. Но большая часть песни не поддается переводу в принципе. Мне кажется, что она вообще не имеет смысла, это просто нагромождение экспрессивно звучащих словечек на разных языках, некая часть которых связана с событиями фильма, а некоторая не связана вообще ни с чем. Так что текст этой песни вам, любезнейшие читатели, вряд ли пригодится. Скорее уж надо искать текст оригинала, то есть песни про контрабандиста Вукоту. Я думаю, что все это можно найти в Интернете, главное знать, что искать.

(c) Дядя Жора, 2006

юго-ру, Югославия, кино, музак, Брегович, Кустурица

Previous post Next post
Up