Dec 29, 2011 20:09
Ещё ни один полководец
Не мог даже вскользь прихвастнуть,
Что смял до конца мой народец,
Поддатливый силе, как ртуть.
Игорь Губерман
Ну, сейчас я буду раскрывать государственные тайны. Впрочем, то что я здесь расскажу, в Израиле знает каждый, чьи дети служили в армии. А в армии здесь служат все. Вернее, почти все...
ЦАХАЛ. ЦАва ХА-агана Ле-исраэль. Армия обороны Израиля. Самая сильная армия региона (побеждала в войнах с несколькими армиями сразу, а в войне 1948 года, только что созданная, победила одновременно семь(!) регулярных армий противника), а по соотношению эффективность/численность, пожалуй, и самая сильная в мире, Армия обороны Израиля полностью оправдывает своё название. Она никогда ни на кого не нападала. Во всех войнах ЦАХАЛ либо отвечал на прямую агрессию, либо реагировал на крупные кровавые теракты.
Пожалуй, на этом с политикой мы и закончим. Поговорим о вещах более прозаичных. Как служится в ЦАХАЛе. Итак...
Когда подростку исполняется 17 лет, он, независимо от пола - в Израиле служат и девушки тоже - получает повестку на первую явку на призывной пункт. Сразу прошу обратить внимание - призыв не массовый, а индивидуальный, т.е. призвать могут в любой из 365 дней в году. Однопризывников нет, поводов для дедовщины тоже. Мы убедимся в дальнейшем, что с дедовщиной надо не бороться, её просто не надо провоцировать. Кстати, демобилизация тоже индивидуальная. Призвали 17 ноября - значит, через три года (для девушек через два) ровно 16 ноября на дембель. Никаких приказов и ста дней до них.
Первая явка это в первую очередь медкомиссия. Определение состояния здоровья, именуемого на местном канцелярите профилем здоровья. Состояние здоровья тщательно проверяется, выводы суммируются и определяется номер профиля. Который может означать вид службы - боевые части, вспомогательные, тыловые, или освобождение от призыва.
Сразу же об освобождении. Не берут в армию либо по состоянию здоровья, либо ультрарелигиозных граждан, посвящающих религии всю жизнь. Эта проблема давно навязла в зубах у израильского общества, но поговорим о ней в своё время. Не берут также замужних девушек. Отсрочки от призыва для учёбы в светских университетах и колледжах не предоставляются, поэтому большинство студентов начинают учёбу в возрасте 20+.
До 18-ти лет ещё пару раз придётся явиться на призывной пункт. Заполнить кучу документов, побеседовать с армейскими психологами, и к моменту призыва узнать о предстоящей военной специальности. Да-да, до призыва узнать...
ЦАХАЛ - армия профессионалов. В ней нет строительных, дорожных и тому подобных "трудовых" войск. Она не проводит военные парады и смотры. Не говоря уж о том, что не строит дачи генералам, и не сдаёт солдат в аренду (читай - в рабство) бизнесменам. Поэтому строевой подготовке посвящены 1-2 дня за все три года, да и то - формально. Есть резон - на войне не ходят строем, а дисциплина и муштра суть вещи разные. По той же причине нет дневальных, дежурных по кухне и прочих непрофессиональных нарядов. Никто не стоит "на тумбочке", никто не охраняет знамя, нет поста номер один. Вообще, при всём уважении к национальному флагу, жизнь за него никто отдавать не будет. Люди в цене, а не кусок ткани с символикой. А на кухне работают профессиональные военные повара. Те, кого призвали по этой специальности.
Итак, настал день призыва. Никаких проводов, никто не напивается до потери пульса, не плачет и не прощается. Солдат уходит не в тюрьму, а на службу. А в свободное от службы время он свободный человек, и может поехать домой, благо, страна небольшая. И едут автобусами, поездами - проезд бесплатный - в воскресенье утром на службу, а в четверг вечером со службы. С автоматами, потому что в боевых частях оружие всегда при себе, а не в оружейке, а патроны никто вообще не считает. И никаких самострелов, никаких расстрелов сослуживцев - зачем, когда никто не унижает, не бьёт, не вымогает...
Далее пару-тройку месяцев "тиронут" - курс молодого бойца. Только в это время существует жёсткий регламент на распорядок дня, и изучение общеармейских премудростей. Дальше - распределение по военным базам и учёба по специальности. И дежурства только по специальности. Из-за дежурства можно пропустить поездку домой на выходные. Должен же кто-то в лавке остаться. А если дежурства нет - домой. Мобильные телефоны есть у всех (правда, свои, не казённые) - связь налажена.
И вот здесь самое удивительное для привыкшего к российским армейским реалиям человека. Казарм, как таковых, нет. Есть солдатские общежития, где живут в комнатах по несколько человек. Нормальные туалеты с унитазами, а не дырки в полу. Душ, который принимают каждый день, а не в баню по понедельникам. Нижнее бельё своё, в выходной родители постирают. Обмундирование удобное, подогнанное, лёгкое. Еда сытная, в боевых частях кормят вкусно, разнообразно, в тыловых подешевле, но тоже неплохо - и овощи, и молочное, и мясо. А не кусок масла и три куска сахара по утрам, с яйцами по воскресеньям. И в столовую не забегают по команде, и не начинают орудовать ложкой - "к приёму пищи приступить", а идут в свой обеденный перерыв, не строем, а индивидуально. Не спеша выбирают еду за стойкой (а чего вы удивляетесь - раз столовая, должен быть выбор), идут с подносом к столику... Гражданка, да и только...
Кстати, большинство женских военных специальностей вообще не предусматривает ночлег на службе, и ездят девушки по утрам на службу, по вечерам домой.
Медицинское обслуживание не уступает гражданскому. Особенно с учётом того, что большинство армейских врачей гражданские. Я помню эту дебильную дискуссию в российской прессе о допустимости гражданской медицины в армии. В Израиле так ведётся давно и никаких проблем нет. На крупных базах есть военные поликлиники, но большинство врачей там гражданские и от командиров не зависят. Врачей в погонах немного, у них своя специфика.
Дедовщина, дедовщина... Да нет её. Во всяком случае, в том смысле, который вложен в это слово в России. Ну, молодому больше достаётся дежурств, но что ж здесь такого. А более ответственные дежурства, наоборот, доверяют более опытному. Военная дружба здесь - норма, без различия срока призыва, а подчас и иерархии. Страна поставлена в такие условия, что армия обороны - это жизнь. Здесь не место ненависти к своим командирам. Тем более, что на гражданке командир и подчинённый вполне могут поменяться местами.
И небоевых потерь в ЦАХАЛе практически нет. Каждый такой случай,- а бывает это крайне редко,- становится предметом гласного обсуждения, и виновным, как правило, мало не кажется. Потому и косят от службы немногие, и родители боятся лишь террористов, а не своих.
И резервистские сборы, в которых участвует каждый отслуживший каждый год (с сохранением места работы и зарплаты) организованы чётко, все знают своё штатное расписание, и идут на сборы не отбывать номер, а служить по своей военной специальности.
Потому и борьба с террором, в которой хоть и бывают ошибки и провалы,- террор коварен - не оборачивается норд-остами и бесланами, а чаще операциями Энтеббе, когда 90 заложников были освобождены на территории чужого враждебного государства за несколько тысяч километров от Израиля. Интересующиеся могут погуглить.
Все социальные связи заводятся в армии, и становление здесь происходит - не раба, не зверя, а гражданина. И уважение к своей армии и её солдатам в Израиле - не показуха и псевдопатриотический трёп, а заслуженная и выстраданная данность. На армии здесь свет сошёлся клином. Здесь армия - всё население страны.
Поэтому, смело можно сказать, что Израиль - единственная страна в мире, где даже теоретически невозможны ни военный переворот, ни военная диктатура.
политика,
мифы,
общество,
Израиль