Мой прапрадед Алексей Васильевич Шалимов родился в 1850 году. По семейным преданиям его отец служил в Ахтырском полку. Полк это был казацкий. Шалимовы - распространённая казацкая фамилия. В чертах лица Алексея Васильевича, в разрезе глаз с опущенным внешним краем века видна примесь азиатских генов. Эта монголоидность перешла к некоторым его потомкам, она заметна даже в четвёртом и пятом поколении, особенно в детстве, но лично мне не досталась.
Тут ему около 45 лет.
Алексей Васильевич в старости рассказывал своим правнукам (а те мне), что учился в бурсе, что учеников там секли розгами и ставили на колени на рассыпанный горох, чтобы было больно. А ученики, в свою очередь, по мере сил пакостили учителям. Например, пускали живых мальков в чернильницу. Учитель в гневе макал перо, чтобы поставить в журнал двойку, а на перо натыкался малёк, разбрызгивая чернила.
Потом прапрадед жил в городе Алатыре. Неизвестно, в каком году он переехал в Нижний Новгород и как стал фотографом.
С молодой женой 1872-73 год
Жену он взял бесприданницу, из сиротского приюта. Жили они дружно, вырастили двоих сыновей.
Фотографии молодой пары сделаны в студии Карелина.
Через жену, Александру Петровну, урождённую Башмачкину, Алексей Васильевич познакомился с Василием Кашириным, дедом писателя Горького. Дело в том, что сестра Александры Пелагея, тоже бедная бесприданница, вышла замуж за вдовца много её старше, да к тому же пьющего. Это был художник Василий Тимофеевич Базанов, который расписывал собор Нижегородского женского Крестовоздвиженского монастыря. Первой женой Базанова была дочь Василия Васильевича Каширина Наталья, тётя Горького, старшая сестра его матери. У них было трое детей, да ещё двоих родила ему Пелагея за 5 или 6 лет, пока он не спился и не умер в 1876 году.
Но даже такие дальние отношения и большая разница в возрасте позволяли Алексею Васильевичу Шалимову и Василию Васильевичу Каширину считаться роднёй. Существовала фотография, подаренная Кашириным Алексею Васильевичу с надписью «Куму Шалимову от Каширина». На ней был снят дед Каширин с маленьким внуком Алёшей Пешковым. Фотография пропала после арестов и обысков в 1938 году. Сейчас не осталось в живых никого, кто бы видел это фото, но я знал пять человек, которые держали эту фотографию в руках, зная, что это тот самый дед Каширин из «Детства» Горького с самим Горьким. Кстати, реальный дед Каширин вовсе не был таким семейным тираном и садистом, как в книге. Никакого Цыганка крестом не придавило, и вообще у Каширина рос мальчик-воспитанник не цыган, а еврей. Придавить крестом еврея Горький в романе не решился.
Алексей Васильевич и Александра Петровна Шалимовы, около 1896 года
Выходит, что мой прадед Фёдор Алексеевич Шалимов через Базановых был Горькому двоюродный брат, а я, соответственно, нашему великому писателю двоюродный правнучатый племянник. Но это всё не по родству, а по свойству, общих предков у нас с Горьким нет.
На Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде. Слева видно не существующую ныне красивую Георгиевскую церковь. В центре заметна Георгиевская башня кремля.
С женой и внучками Александрой и Елизаветой.
Алексей Васильевич очень любил свою жену и тяжело переживал её смерть. Он передал свою студию сыну Фёдору, а сам уехал в Оранский монастырь и прожил там год. Но жизнь монахов ему не понравилась, и он вернулся в Нижний Новгород.
На фоне портрета жены.
Он прожил долгую жизнь, пережив и жену, и обоих сыновей. Последние годы он жил вместе с семьями внучек и рассказывал правнукам страшные истории. «Мылись в номере в бане на Черном пруду, вечером поздно, а из-за лавки высунулась лапа мохнатая и забрала мыло - нечистое место". Дом, где он жил до революции, где была студия, на Покровке, возле театра, где всегда была аптека, тоже на нехорошем месте стоит, на бывшем кладбище. Там тоже всякая чертовщина случалась. Например, рояль закрытый сам по себе хроматическую гамму сыграл. Из соседней комнаты все слышали, шесть человек, в том числе внучки, которые и мне потом рассказывали.
С внучками Александрой и Елизаветой.
Ещё рассказывали, что Алексей Васильевич поставил на могиле своей жены каменный памятник, где было выбито и его имя, только оставлено место под дату смерти. Но прожил он ещё 25 лет, случилась революция и безбожная советская власть. Петропавловское кладбище закрыли, и его не смогли похоронить рядом с женой, как он того хотел. Вскоре после его смерти снесли вообще все памятники и сделали парк. Не пощадили даже могил первых нижегородских большевиков. На их месте устроили танцплощадку, а в кладбищенской церкви кинотеатр. Единственным, чей прах не потревожили, оказался механик-самоучка Кулибин.
Крестовоздвиженское кладбище, где был похоронен Алексей Васильевич, тоже уничтожили, но уже после войны.
Алексей Васильевич был фотограф, поэтому он есть и на любительских снимках, и на студийных, даже на постановочных. Это не на природе, это декорации.
1908 год.
1915 год.
В фотостудии со своими работниками. Фотошопа не было, фотографии ретушировали и раскрашивали вручную. Налицо эксплуатация детского труда.
1915 год, крепкий старик 65 лет.
Тут ему уже за 80. Добрый дедушка и прадедушка.