Рим в январе 2014. Часть 4.

Jan 19, 2014 18:45

С начала тут
Часть 2
Часть 3



На четвёртый день я запланировал виллу Боргезе. Но сначала надо было позавтракать. Лена вычитала в путеводителе, что рядом, в старом еврейском квартале возле синагоги, есть заведение, где пекут какие-то особенные пироги. Место это я нашёл быстро, но оказалось, что пироги там только навынос, и они велики, чтобы нам вдвоём съесть на завтрак за один присест.
Этот странный дом, где лавка с пирогами, построен в 15 веке, когда стало модным всё античное. Фасад украшают обломки древнего саркофага, а надпись на латыни датирует постройку дома 2221 годом от основания Рима.



Пришлось искать другое место для завтрака. Чем ближе к натоптанным туристическим тропам, тем дороже. Опять прошли мимо развалин театра Марцелла, лестниц, ведущих на Капитолий, и раскопанной за ними инсулы. Слово это с латыни переводится как остров, но означает римский античный многоквартирный дом. Эдакую августовку, нероновку, веспасиановку или адриановку. У той, что сохранилась до нашего времени, наружу торчат два этажа. И ещё 4 или 5 под землёй. Не все раскопаны, а культурный слой мусора за 2000 лет больше 20 метров. Далее наш путь через площадь Венеции мимо колонны Траяна на север.
По дороге заходим в церковь Санта Мария делла Виктория. Она не велика и снаружи довольно невзрачна, зато внутри украшена роскошно и замысловато. Слева от алтаря капелла, посвящённая святой Терезе, оформленная Бернини.



Наверно, эта самая знаменитая из работ Бернини, и уж точно, самая странная. У ангела физиономия хитрая, а девушка явно кончает.



Сады виллы Боргезе находятся за городской стеной. Это большой красивый парк со статуями, фонтанами и даже искусственными развалинами, как будто в Риме мало настоящих.



В парке летают стаями и кричат какие-то зелёные птички. Сфотографировал. Оказывается, в Риме живут дикие попугаи.



В саму виллу пускают туристов партиями, по сеансам. На 11 часов билетов уже не было, купили на 13 и пошли гулять. Так как у нас было ещё часа три, успели обойти музей этрусков. Музей большой, много горшков, статуй и украшений. Стилистически этруски ближе пунам, жителям Карфагена, чем римлянам. Так же, как карфагеняне, этруски оставили много керамических статуй и голов, а римляне предпочитали камень. Сам в музее не снимал. Фото самого знаменитого экспоната этого музея я взял в Интернете.



Называется «саркофаг из Черветери». Двойной надгробный памятник. Пара в натуральную величину, возлежит на пиршественном ложе. Руки имеют такое положение, что в них можно что-то вложить, угостить предков. Википедия пишет, что головы и лица проработаны, а нижняя часть изображена схематично. Не согласен. Как раз ноги меня и заинтересовали.



К сожалению, не нашёл хорошего фото со стороны ног. Мужчина босой. А дама в туфельках. Но не это меня удивило. Удивило, то туфли одна левая, а другая правая. Вас это не удивляет? И напрасно.
До середины 19 века вся Европа носила одинаковую обувь, которая не была левой и правой, как сейчас валенки. Пушкин в таких ходил, и Толстой в молодости. Моду на левые и правые туфли, ботинки и сапоги ввёл английский король Георг IV после наполеоновских войн, но мода распространилась не скоро. А тут вдруг выясняется, что этруски так ходили примерно 2550 лет назад.
На вилле богатейшая коллекция античных, и прочих статуй, а также картин великих и не очень художников. Но снимать и нельзя, и темно.



На обратном пути завёл дам в палаццо Альтемпс. Там музей, где показывают коллекцию античных мраморов Людовизи, в том числе знаменитые саркофаг Людовизи, трон Людовизи, Юнону Людовизи и Акролит Людовизи.
Саркофаг не плох, но таких много. Меня в первую очередь интересовал так называемый трон. Но чтобы его найти, пришлось пройти десятка два залов. Он, кстати в одном зале с Юноной и Акролитом.
На самом деле это никакой не трон, а просто каменный блок, имеющий рельефы с трёх сторон, а с четвёртой выемка, и боковые стенки сверху скошены. Что это было, неясно, возможно, часть алтаря. Работа греческая, пятого века до нашей эры, самого что ни на есть классического периода греческого искусства. На центральной панели, скорее всего, рождение Афродиты из морской пены. Две женщина в длинных юбках и кофтах без рукавов, как я бы сказал, помогают третьей, в мокрой сорочке, встать из воды, и держат для неё полотенце.
В музее написано, что одна из этих женщин в тунике, а другая в пеплосе. И точно. Одеяние немного разные в части рукавов. И сами они разные. Правая заметно толще. Жалко, не сохранились головы.
Я было подумал, что у Афродиты торчат кусты из подмышек. Но это не так, это пальцы женщин, которые её поддерживают.



На одной боковой станке обнажённая девушка играет на двойной свирели.



На другой женщина, закутанная с ног до головы, сыплет благовоние из коробочки на жаровню-курительницу.



Эта штука удивительно красива и загадочна. Говорят, что тут намёк на две стороны любви, телесно-сексуально-развлекательную и духовно-семейно-нравственную.
Юнону (она же Гера) Людовизи вы все сто раз видели, просто не знали, что это так называется. Это самая-самая популярная античная женская голова. Голова римская, моделью послужила на то дочь, не то жена императора Августа.



Акролит, это каменная голова от статуи, у которой каменные были только некоторые части, а всё прочее из дерева или даже драпировки тканью. Эта голова имеет весьма древний и архаичный вид.



Ещё в тот же день посетили Алтарь Мира. Это сильно реставрированное сооружение было воздвигнуто Августом в память окончания гражданской войны.



Рядом заросший неприглядный холм - гробница этого самого Августа. Всё это было когда-то Марсовым полем, местом военных упражнений и парадов римских легионов. Посреди стоял обелиск, один из многих, привезённых из Египта. Этот обелиск был установлен так, чтобы его тень служила солнечными часами, а раз в год, в день рождения Августа, падала на Алтарь Мира. Но через 60 лет обелиск покосился, и часы стали врать. В средние века обелиск вовсе упал и валялся до 16 века, пока его не раскопали и не поставили совсем в другом месте.
На рельефах Алтаря Мира боги и члены семьи Августа.



Вечером я пытался снять Ватикан с той же точки, что и на старой картине, но не вышло.





Часть 5

путешествия, Рим

Previous post Next post
Up