Решите задачку. Один человек в конце апреля сел на баржу в Москве и поплыл вниз по течению. А другой, чуть позже, в середине мая, когда высокая вода спала, пошёл пешком из Астрахани бережком вверх по Волге. Где и когда они встретятся? Эту задачу решали 200 лет подряд, от конца Смутного времени до 1816 года. И результат получался один и тот же: в устье Керженца в середине августа. И зачем после этого ещё куда-то идти? Поменялись товарами, и в обратную дорогу. Так возникла Макарьевская ярмарка.
Жил там за 200 лет до того старец Макарий, монастырь основал в диком месте, среди язычников черемис, спасения души искал, от мира бежал. Оказалось - выгодное место. Монастырь и за аренду лавок брал, и за хранение остатка товара, ну и жертвовали купцы с барышей.
Но век 19-й был веком угля и пара. В 1816 году, когда по Темзе поплыл первый пароход Фултона, ярмарка в Макарьевском монастыре сгорела. В поджоге подозревали эксцентричного князя Грузинского, местного магната и потомка царей Грузии. Он мог это сделать из-за каких-то разногласий с монастырём, или просто из озорства, или по заданию правительства. Такой человек был. Горячий, гордый. Всё мог.
Возможно, не правительство этот пожар устроило, но оно им воспользовалось.
Ярмарку перевели в Нижний Новгород. Евгений Онегин, пред которым "Макарий суетно хлопочет", видел осенью 1825 года уже ярмарку в Нижнем. Тогда ещё товар на баржах тащили бурлаки. Но очень скоро их вытеснили пароходы.
По найденным мной данным, в навигацию 1863 года в Нижнем Новгороде имели конторы 9 пароходных обществ и 73 частных судовладельца, которым принадлежало в общей сложности 270 пароходов. Из них большинство были буксиры, и только 65 "пассажирных". В следующую навигацию обществ по-прежнему 9, но частников уже всего 26.
Продал, получается, Паратов свою "Ласточку". Конкуренция была жестокая. Так как основной доход был от грузоперевозок, компании боролись за имидж. Когда одна фирма сильно снизила цену на третий класс, другая вообще сделала его бесплатным. Тогда их конкуренты не просто сделали третий класс бесплатным, но ещё стали давать в придачу пассажирам третьего класса по белой булке.
В 1864 году Высочайше утверждённое пароходное общество "По Волге" имело 10 пароходов: 8 буксирных и 2 "пассажирных". Учитывая, что единственный построенный в тот год в Нижнем пароход стоил 70 тыс. рублей (если через золото пересчитывать, будет 2 млн. нынешних долларов, если через серебро - меньше), то капитал немаленький. В 1886 году, когда общество построило себе новое офисное здание, и пароходов, и денег было явно больше. При Советах тут был ДК Речников. Сейчас - ночной клуб. Когда исчезла башенка - не знаю, я её уже не застал.
Потом в город пришли паровозы. Сначала из Москвы, потом из Казани. Но железнодорожного моста через Оку не было, поэтому построили два вокзала - Московский и Ромадановский. Уже в советские времена построили мост, а Ромадановский вокзал бросили. Я ещё помню времена, когда к нему вели рельсы, сейчас нет и насыпи. Уже полвека, как оттуда ушёл последний поезд. Вокзал долго стоял заброшенным, уж очень место неудобное, под горой, с северной стороны, где некогда не бывает солнца. Потом вдруг здание отремонтировали, окружили решёткой, поставили охрану. Что-то там делают, чуть ли не кредитные карточки. Недавно построили метромост, и старый вокзал оказался под ним.
Ссылки на прочие выходы через Порталы