Пейзажист Пётр Петрович Верещагин не так широко известен, как его однофамилец баталист Василий Васильевич. Хотя тоже был на русско-турецкой войне 1877 года. И мастерством художника владел не хуже. Вот только писал он там не горы трупов, а милые пейзажи с видами Дуная. Но на отрубленных головах и тогда пиарилось лучше, чем на картинках для путеводителя.
За 10 лет до этой самой войны, в 1867 году, за картину "Рынок в Нижнем Новгороде" Пётр Петрович получил звание художника второй степени. Тогда во всём был порядок, художников строили по рангам, что давало право требовать соответствующей оплаты заказа. Это сейчас на художественном рынке бардак, а началось всё с передвижников.
За 146 лет отношение властей к людям искусства много раз поменялось, а вот изображённое на полотне место - почти нет. Дом слева стоит. И за ним - дом с колоннами, его плохо видно, в конце 19 века прозванный "столбы", там Горький с Шаляпиным устроили "чайную" для рабочих, что-то вроде клуба с библиотекой для пролетариев.
Выжила церковь Иоанна Предтечи, что справа. А вот ни колокольни слева по улице (даже не знаю, что это было), ни шатра и луковки церкви Симеона Столпника за кремлёвской стеной нет. Даже следов их нет. Ивановская башня, через ворота которой в 1613 году вышло ополчение Минина, тоже здорово изменилась после большого пожара и основательной реставрации. Заметно, что съезд был круче и выше. Культурный слой на площади нарос.
То, как рисовал художник, и то, как видит фотоаппарат, трудно сравнивать, но глядите, оказывается, можно нырнуть в Портал времени не только через старую фотографию.