Памятник Николаю I на Исаакиевской площади открыли в 1859 году, через четыре года после смерти императора.
Из всех русских царей 19 века у Николая Палыча самый скверный пиар. Ему никак не простят, что он
а) повесил декабристов
б) пожаловал Пушкина камер-юнкером
в) подавил поляков
г) подавил венгров
д) проиграл Крымскую войну.
И вообще, при нём утопили Му-му, на Сенной площади молодых крестьянок периодически били кнутом, а милые старички полковники имели привычку после бала наказывать солдат сквозь строй шпицрутенами.
Тем не менее, злые на царя большевики сохранили памятник как технический курьёз: конная статуя имеет всего две точки опоры.
Середина 19 века, викторианская эпоха, любила смешение стилей. Что называется эклектика. Памятник выглядит помпезно, как торт на богатой свадьбе.
Итак, ныряем в прошлое на Исаакиевской площади. Согласно принципу неопределённости, о котором должен помнить каждый путешественник во времени, можно точно попасть или в заданную точку пространства, или в момент времени. И то, и другое сразу невозможно. Поэтому, переместившись в прошлое, всегда требуется уточнить время. Спрашивать у аборигенов, какой сейчас год, не лучший способ, так и Жёлтый дом угодить можно.
Но тут определить год достаточно просто. Видите это здание с колоннами, облицованное красным камнем? Его архитектуру на первый взгляд я бы отнёс к 1930-м годам, но на самом деле его закончили в 1913 году. Не правда ли, напоминает здания Третьего Рейха? Оно было построено для посольства Германии и художественные критики того времени ехидно сравнивали эти колонны с сосисками. Ещё большим издевательствам подверглась скульптурная группа на крыше. Она состояла из пары коней и двух германских воинов, у которых из одежды были только круглые щиты.
Критики указывали на то, что кони той же породы, что и у Николаевского вокзала, намекая на памятник Александру III, знаменитое «Пугало». Неприкрытые интимные части воинов в недопустимой близости от собора тоже вызывали недовольство.
Когда началась война, которую потом назвали Первой мировой, посольство закрылось, а позже даже было разгромлено патриотически настроенной толпой. Погромщики пытались сбросить коней, но они оказались крепкими, сил хватило только на одного воина. Оставшиеся статуи сняли и, очевидно, переплавили.
Если мы видим этих коней, значит, время ещё мирное. Народ в пальто. Осень 1913 года или весна 1914.