Я вот о чем хотел сказать: в парижском музее д'Орсэ есть полотно неизвестного мне автора (табличка с именем имеется, понятное дело, но имя-то мало о чем говорило вашему... в общем не знал я этого мужика и никогда раньше о нем не слышал). Что на полотне? А вот, можно догадаться по названию: "Св. Иоанн и св. Петр только что узнали о воскрешении Христа".
Как это написано!
Молодой, горячий - почти горячечный - Иоанн, с таким взглядом, что стены иерихонские готов без трубы развалить и сжечь, смотрит вперед себя - и верит. Вот лицо у него такое, что это чистая вера, самой высшей пробы, не встречающейся, в общем, уже, наверное, в наши дни.
И Петр. Старый, побитый жизнью, знающий себе - и своим слабостям - цену скептик (Фому в расчет не берем, у нас не хрестоматия). У него лицо страдавшего бессонницей человека, который не то, что три, а трижды девять по три раза на ночь думал: воскреснет, или нет? Он не знал, он и до распятия, и после - не знал, до конца, не верил, - лишь надеялся, да и то...
А тут воскресение! Свершилось! Все именно так!
И этот скептицизм слазит с Петра, как кожа под серной кислотой. Он гол. Все его слабости, гадости, грехи, сомнения, неверие, страхи - все на поверхности. Пробы, в общем, ставить негде. И тем выше сама эта проба. Может, даже выше, чем у Иоанна. Это тот блудный сын, который упал в колени отцу, и плачет от счастья, даже не зная, простят ли его. Да и все равно - простят ли. Он счастлив, потому что гол, и ничего больше не скроешь. И не надо.
Upd: вот сама картина (ясное дело, что качество снимка не очень, да и если бы было "очень" - то это немногое бы изменило...)