![](https://4.bp.blogspot.com/-NOEm4AY4arg/WKtLsITDpuI/AAAAAAAAdbo/o-vAx1vbiI0b6aXoQf64oZQbso0Jue5igCLcB/s1600/IMG_0254.jpg)
После разгона НЭПа и ссоры со всем миром у молодого государства "рабочих и крестьян" встала задача обеспечения растущей экономики сырьем. А на севере не менее остро стояла задача охраны границ. Некоторые, не признавшие СССР, страны позволяли даже ловить рыбу в территориальных водах Союза в районе Мурманска. Перебросить флот из Балтики вокруг Скандинавии не представлялось возможным из-за небольшой дальности хода кораблей.
Было решено прорыть канал между Белым морем и Балтийским. Решение не новое - первые проекты канала появились при Петре Первом, но из-за высокой стоимости были отвергнуты. Строительство должно было вестись в тяжелых условиях в регионах с низкой плотностью населения и коротким строительным периодом. После революции появилась возможность снизить затраты - использование труда заключенных. В 1931 появились первые эскизные проекты, окончательный утвердили в 1932 году. В ноябре 1931 на базе Соловецкого ИТЛ ОГПУ был создан БелБалтЛаг (Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь) с центром в поселке Медвежьегорск. Заключенные каналоормейцы производили все работы по сооружению канала и освоению прилегающей территории. В различное время в лагере находилось от 58 до 107 тыс. человек, всего в строительстве было занято около 250 тыс. человек. Это была первая стройка в СССР практически целиком выполненная заключенными. Механизация стройки была крайне слабая, условия жизни тяжелые. За период стройки (1931-1933 гг) по официальной статистике на строительстве канала умерло
12,3 тыс. человек, из них 10тыс чел. (около 355 заключенных, содержащихся в 1933 году) умерло в 1933 году, во времяавральных работ перед сдачей канала и голода в СССР.
Вариантов прохождения Беломоро-Балтийского канала (ББК) было 2-
восточный (реализованный) и западный. Различались они высотой водораздельного бьефа (у западного выше) и обеспеченностью водой (восточный требовал дополнительного питания). Восточный вариант был дешевле в реализации, по этому проекту и посторили.
Официально строительство канала началось в 1931 году и завершилось в июле 1933 года. Ходят слухи, что Сталин был недоволен работой, мол слишком мелкий и узкий(глубина после пуска составила 3 метра, ширина 14,3 м), но свои функции канал выполнял - позволяя перевозить грузы и проводить военные корабли и подводные лодки на Северный флот.
Во время войны канал был частично разрушен. Финские войска наступали с северео-запада и не смогли форсировать эту водную преграду с 11 декабря 1941 года по 1944 год фарватер ББК был линией фронта между РККА и финскими войсками. После войны канал возобновил работу после восстановления в 1946 году. В послевоенное время канал несколько раз перестраивался: был заменена обделка шлюзов с дерева на бетон и увеличена глубина с 3 до 6 метров, канал электрофицировали.
Общая длина канала 227 км (с подходными каналами), длина искусственных сооружений -или 37 или 41 км (по разным данным). Южный склон канала начинает от поселка Повенец, расположенного на берегу Онежского озера. На трассе канала 19 шлюзов, 7 из них расположено в так называемой Повенчанской лестнице(Южный склон канала). Водораздел канала расположен между 7 и 8 шлюзом.
Планируя маршрут мы намеревались пересечь ББК у второго шлюза (мостов через канал здесь нет, можно проехать по воротам шлюза) проехать вдоль южного склона до 7-ого шлюза, и по нему пересечь канал и вернуться к Повенцу по северному берегу. Как оказалось, шлюзы охраняются и подъехать близко, а тем более пересечь их нельзя, поэтому мы доехали до 6-ого шлюза, развернулись и встали на стоянку на южном берегу канала у 5-ого шлюза.
Вид на ворота второго шлюза.
![](https://3.bp.blogspot.com/-wr3bYpP4c-Y/WKtLsIelNMI/AAAAAAAAdbw/TyAxSVSRQWk6z5vKKwpuMm8PFgy_kGAPwCEw/s1600/IMG_0255.jpg)
Третий шлюз. Из 7 шлюзов повенчанской лестницы - 6 двойных в том числе и третий.
![](https://2.bp.blogspot.com/-_gwDt0yoUMI/WKtRtjNZ7MI/AAAAAAAAdcA/bVtHP_P0sbEBTLdgII6AuVRke4DzZQNOwCEw/s1600/IMG_0257.jpg)
Дамба и дорога к третьему шлюзу.
![](https://1.bp.blogspot.com/-GEmrU1RtZUc/WKtLqEEFGVI/AAAAAAAAdbw/j4oKIKxWi8w9hvyooCv16oiwQIwSwcPPACEw/s1600/IMG_0218.jpg)
Склон отстойного бассейна перед пятым шлюзом.
![](https://4.bp.blogspot.com/-88rUbBU1vS4/WKtLqoxaPII/AAAAAAAAdbw/mySiijRcWNMYFdDRQwuEsroCCafHKDgJACEw/s1600/IMG_0221.jpg)
Вид на четвертый шлюз.
![](https://1.bp.blogspot.com/-q5ZojlFEDdM/WKtLqgI5NJI/AAAAAAAAdbw/2RPEZCGewTwmtPwrtA8f4S88tEPYNuaswCEw/s1600/IMG_0222.jpg)
С обрыва открывается прекрасный вид. Здесь мы и встали на ночевку.
![](https://1.bp.blogspot.com/-fGWUDONdh2g/WKtLqndOHfI/AAAAAAAAdbw/vKqbz8HB9X0N5d2RaSIsdEOUxW7pQVeKACEw/s1600/IMG_0223.jpg)
После развала СССР канал используется редко, но нам повезло, рано утром мы увидели шлюзование.
![](https://4.bp.blogspot.com/-3ZpYgsIwqOc/WKtLriunTAI/AAAAAAAAdbw/byOfTdX5regccBi5y4ltzOfSpqrI51KqgCEw/s1600/IMG_0243.jpg)
---
![](https://4.bp.blogspot.com/-t19h01_PW48/WKtLq-ClwcI/AAAAAAAAdbw/iPHr2vgfLuUc9-Lit20gzYLZZe2SbPDwACEw/s1600/IMG_0224.jpg)
Судя по конфигурации и остаткам колючей проволоки, это оборонительные сооружения РККА времен Второй мировой войны.
![](https://4.bp.blogspot.com/-4yUMMeBftzo/WKtLrwZqAsI/AAAAAAAAdbw/BBAo0lqDyiAbu_zqyezpPv_cw5uiA9tWACEw/s1600/IMG_0245.jpg)
Пятый шлюз утром.
![](https://1.bp.blogspot.com/-jxyO-e2lc7E/WKtLr8WMVgI/AAAAAAAAdbw/Es813pxbLN4sJKjItWYlR_BT9tGoVzLpACEw/s1600/IMG_0249.jpg)
Перед шестым шлюзом. Здесь в канал впадает речка Равда, которая питает канал.
![](https://2.bp.blogspot.com/-fKZTVXKXHJI/WKtLrN36ayI/AAAAAAAAdbw/S1OSJf9xJjwRNN8hqcB0adkYl5iF-79MQCEw/s1600/IMG_0226.jpg)
Трасса А-119. Въезд в Повенец.
![](https://1.bp.blogspot.com/-JQVBA_2-Zg8/WKtLqM0gxJI/AAAAAAAAdbw/Cj83MpT4K2M9_YW14FFQG60rsCJ7OBFXgCEw/s1600/IMG_0215.jpg)
Камни, мхи и лишайники Карелии.
![](https://4.bp.blogspot.com/-wmWJJP4XISY/WKtLrF3A9pI/AAAAAAAAdbw/iSNhfWZo6nM3762QesVb1AaTKhOz1ebHQCEw/s1600/IMG_0227.jpg)
---
![](https://2.bp.blogspot.com/-GgPG15Hwz18/WKtLrGRH8RI/AAAAAAAAdbw/KvmE4JyiDfY6ehi7bbqAptrvqFTPlAmbgCEw/s1600/IMG_0230.jpg)
---
![](https://2.bp.blogspot.com/-EAS1Z0rRAAY/WKtLreOg2mI/AAAAAAAAdbw/ohvOCE8cIsYYSb0pie_tIg5gt9WmAbpSwCEw/s1600/IMG_0233.jpg)
Похоже на отвалы породы, выбранной из лотка канала.
![](https://1.bp.blogspot.com/-a3V0NzIicg4/WKtLrSojZWI/AAAAAAAAdbw/9P0xH1L-Iw0S34_DSBxLdhgHcaZnRiBWwCEw/s1600/IMG_0234.jpg)
Лесные ягоды на берегу. С грибами нам в поездке не повезло, но брусника и черника в лесу попадались.
![](https://4.bp.blogspot.com/-FCG_2QljlJg/WKtLryNQM1I/AAAAAAAAdbw/BYjpL9yZKnwGLzC696NF5dWaFRATWPfVQCEw/s1600/IMG_0247.jpg)
В кане.
![](https://4.bp.blogspot.com/-0prym1H4IIw/WKtRtyh_oiI/AAAAAAAAdcE/ebEy0uSfR6Mtj6wM_FpJbjZb1Aec9c31ACLcB/s1600/IMG_0246.jpg)
Рассказ про ББК с сайта Медузы.
Про Карелию.
-
Сандармох.
-
Узкие.