Турция. 2014. Стамбул. Монастырь Хора.

Mar 19, 2015 12:00





Есть две причины посетить этот музей и посмотреть мозаики: фрески создавались в последний период существования Византии, когда большинство мозаик в Великой Софии более ранние; в период создания этих мозаик Русь активно перенимала византийский опыт в искусстве оформления храмов.

Последний период развития искусства в Византии иногда называют эпохой Палеологовского возрождения. Палеологи это последняя и самая долговечная из династий правившей в Византии. Их правление началось в 1261 году, после изгнания крестоносцев из Константинополя, и длилось до завоевания Константинополя Турками в 1453 году. При этой династии и были созданы те фрески, которые можно наблюдать в Монастыре Хора. В Палеологовский период уже сформированные ранее строгие каноны христианского искусства изображения святых и росписи храмов несколько смягчились, за счет отката к эллинским традициям, из-за чего стали более выразительными.

Монастырь Хора (Монастырь на Поле, за городом) был основан был основан еще в 4-ом веке, тогда не было еще городских стен. К слову сказать, значение эпитета "Хора" был забыт к 11 веку и его ошибочно использовали как эпитет к Богоматери и Христу, о чем свидетельствуют надписи в храме. Из-за землетрясений монастырь неоднократно перестраивался. К 11-ому веку постройки монастыря находились в плачевном состоянии и был воздвигнута новая одноапсидная и одноглавая церковь. В 14 веке Федор Метохит реконструирует храм, пристраивает один неф и два нартекса, из-за чего храм становится шестиглавым. На его деньги производится роспись храма. Как пишет Лихачева, Митохит был ктитором монастыря, а перед своей смертью стал монахом.

После завоевания Константинополя церковь стала мечетью Кахрие-джами. Фрески просто замазали штукатуркой и пристроили минарет. Восстановлены мозаики и фрески были только в 1949 году, когда мечеть стала музеем.




Вход в музей. Мы попали на реставрацию.




Интерьеры храма.




Мадонна с младенцем.




---




---




---




---




Роспись свода. В центре Христос-Пантократор.




---




Детали интерьера.




---




---




---




В прошлом посте о стенах Константинополя я коснулся особенностей каменной кладки в Византии. Стена была построена так, что большие каменные блоки в ней перемежаются слоями тонких камней, плинф. Здесь вида еще одна особенность - слой камней или кирпичей в кладке тоньше слоя раствора. Получается монолитное соборостроение - раствор армируется кирпичом.




Улочки Стамбула.




В сквере перед собором.




Фресок и архитектурных памятников 12-14 вв на Руси сохранилось мало. В моем журнале я писал о Мирожском монастыре в Пскове, где есть фрески 12-ого века, Георгиевском соборе в Юрьев-польском (там фресок не сохранилось). Те, кто знает немного истории, то помнит, что самый старый храм (15-ый век) в Москве находится в Андрониковом монастыре на ручье Золотой Рог, и история этого места тесно связана с Константинополем.

По Турции:
- Дорога.
- Конья. Самолет.
- Конья. По городу.
- Пещеры Тыназтепе.
- Анамур.
- Древневизантийская ферма.
- Крепость Силифке.
- Рай и Ад.
- Озеро Туз.

Каппадокия:
- Открытый музей Гереме.
- Около Гереме.
- Розовая и красная долины в Гереме.
- Подземный город Деринкую.
- Подземный город Мазы.
- Крепость в Невшихире.
- Краеведческий музей.
- Невшехир. По городу.
- Озеро Нар.
- Ихлара. Бесплатник.
- Ихлара платник.
- Гёреме.

Стамбул.
- Великая София.
- Голубая мечеть.
- Царская цистерна.
- Мечеть Шехзаде.
- Стены Константинополя.

Фото, Стамбул, Турция

Previous post Next post
Up