Есть две причины посетить этот музей и посмотреть мозаики: фрески создавались в последний период существования Византии, когда большинство мозаик в
Великой Софии более ранние; в период создания этих мозаик Русь активно перенимала византийский опыт в искусстве оформления храмов.
Последний период развития искусства в Византии иногда называют эпохой Палеологовского возрождения.
Палеологи это последняя и самая долговечная из династий правившей в Византии. Их правление началось в 1261 году, после изгнания крестоносцев из Константинополя, и длилось до завоевания Константинополя Турками в 1453 году. При этой династии и были созданы те фрески, которые можно наблюдать в Монастыре Хора. В Палеологовский период уже сформированные ранее строгие каноны христианского искусства изображения святых и росписи храмов несколько смягчились, за счет отката к эллинским традициям, из-за чего стали более выразительными.
Монастырь Хора (Монастырь на Поле, за городом) был основан был основан еще в 4-ом веке, тогда не было еще
городских стен. К слову сказать, значение эпитета "Хора" был забыт к 11 веку и его ошибочно использовали как эпитет к Богоматери и Христу, о чем свидетельствуют надписи в храме. Из-за землетрясений монастырь неоднократно перестраивался. К 11-ому веку постройки монастыря находились в плачевном состоянии и был воздвигнута новая одноапсидная и одноглавая церковь. В 14 веке Федор Метохит реконструирует храм, пристраивает один неф и два нартекса, из-за чего храм становится шестиглавым. На его деньги производится роспись храма. Как пишет Лихачева, Митохит был ктитором монастыря, а перед своей смертью стал монахом.
После завоевания Константинополя церковь стала мечетью Кахрие-джами. Фрески просто замазали штукатуркой и пристроили минарет. Восстановлены мозаики и фрески были только в 1949 году, когда мечеть стала музеем.
Вход в музей. Мы попали на реставрацию.
Интерьеры храма.
Мадонна с младенцем.
---
---
---
---
Роспись свода. В центре Христос-Пантократор.
---
Детали интерьера.
---
---
---
В прошлом посте о стенах Константинополя я коснулся особенностей каменной кладки в Византии. Стена была построена так, что большие каменные блоки в ней перемежаются слоями тонких камней, плинф. Здесь вида еще одна особенность - слой камней или кирпичей в кладке тоньше слоя раствора. Получается монолитное соборостроение - раствор армируется кирпичом.
Улочки Стамбула.
В сквере перед собором.
Фресок и архитектурных памятников 12-14 вв на Руси сохранилось мало. В моем журнале я писал о
Мирожском монастыре в Пскове, где есть фрески 12-ого века,
Георгиевском соборе в Юрьев-польском (там фресок не сохранилось). Те, кто знает немного истории, то помнит, что
самый старый храм (15-ый век) в Москве находится в Андрониковом монастыре на ручье Золотой Рог, и история этого места тесно связана с Константинополем.
По Турции:
-
Дорога.
-
Конья. Самолет.
-
Конья. По городу.
-
Пещеры Тыназтепе.
-
Анамур.
-
Древневизантийская ферма.
-
Крепость Силифке.
-
Рай и Ад.
-
Озеро Туз.
Каппадокия:
-
Открытый музей Гереме.
-
Около Гереме.
-
Розовая и красная долины в Гереме.
-
Подземный город Деринкую.
-
Подземный город Мазы.
-
Крепость в Невшихире.
-
Краеведческий музей.
-
Невшехир. По городу.
-
Озеро Нар.
-
Ихлара. Бесплатник.
-
Ихлара платник.
-
Гёреме.
Стамбул.
-
Великая София.
-
Голубая мечеть.
-
Царская цистерна.
-
Мечеть Шехзаде.
-
Стены Константинополя.