Россия. 2014. Иосифо-Волоцкий монастырь.

Sep 02, 2014 23:30





Наверноe Иосифа Волоцкого можно считать первым идеологом государства на Руси. Усиление роли церкви (идеологии), божественность монарха ("Царь - божья десница", повиновение правителю - добродетель и долг каждого), жесткое подавление оппозиции ("только рать и нож", "им надо очи извертети"). До сих пор большинство его идей живы в Российском государстве.

Иосиф Волоцкий, в миру Санин, родился он в 1440 или 1439 году в дворянской семье, находившейся на службе у Василия Волоцкого, сына Василия II. В 1459 году принял монашество. Первоначально пошел в Саввин монастырь, но быстро покинул его и перешел в Боровский. После смерти Пафнутия Боровского стал настоятелем, но был изгнан монахами. Причиной изгнания послужило введение жесткого монастырского устава. Побродив по другим монастырям Иосиф вернулся в Боровск обратно, но своего мнения об уставе не изменил, поэтому монахи опять его не приняли, и даже направили прошение царю сменить настоятеля. Иосиф повторно уходит из Боровского монастыря и в 1479 на средства князя Бориса Васильевича Волоцкого основывает в родовой вотчине Саниных монастырь во имя Успенской Божьей Матери.
Почему Боровские монахи не приняли устав Иосифа? Путилов пишет, что в уставе Иосифа была слишком четко расписана монастырская жизнь: когда и как ходить в церковь, как держать руки, куда глядеть, где сидеть во время трапез, что есть. И еще интересная особенность устава: монахи не должны иметь никакого личного имущества, все имущество принадлежит монастырю. Прямо первые коммунистические коммуны.
Не смотря на то, что Иосиф считал, что монах не должен иметь ничего, он выступал за собственность монастырей на землю и крепостных, в противовес Нилу Сорскому, противнику монастырского землевладения. В официальной истории они считаются "идеологическими врагами", хотя некоторые историки опровергают это.
Отличился Иосиф и жестким отношением к церковной оппозиции, "ереси жидовствующих", требуя казнить еретиков. И не смотря на то, Великий князь и часть духовенства была противником таких мер, добился своего. Главных еретиков предали казни через сожжение в Москве и Великом Новгороде.
В последствии в России возникло целое течение под названием "иосифляне", продолжающее развивать идеи Иосифа Волоцкого.

Для справки: в РПЦ под названием "иосифляне" было два течения:

- последователи Иосифа Волоцкого, о котором разговор в этом посте,

- последователи Иосифа Петроградского, течения в Катакомбной церкви, отколовшейся от РПЦ из-за сотрудничества последней с коммунистическими властями.

А что монастырь? Он развивался и богател и после смерти своего основателя. Но в 1922 году был закрыт, и с 1922 по 1980 год в нем располагался детский дом. В 1989 году возвращен РПЦ. Монастырь неоднократно реставрировался, но не полностью. До сих пор не восстановлена взорванная вовремя Второй мировой войны колокольня. Активное строительство в монастыре проводилось в конце 17-ого века.

Надвратная Петропавловская церковь (конец 17-ого века) и Воскресенская башня (конец 17-ого века).




Изразцы на колонне главных ворот.




Внутренний двор монастыря. Вид на церковь Успения Божьей Матери. Это третий Успенский собор на этом месте, построен в конце 17-ого века. Первый, деревянный, был заложен Иосифом Волоцким, в 1479 году, второй, белокаменный, в 1489 году.




Вид на Трапезные палаты и Богоявленскую церковь.




Главные ворота с церковью Петра и Павла. Вид с внутреннего двора.




Вход в трапезную.




Братский корпус с гостиницей, построенный в 1910 году.




Еще раз Успенский собор. На переднем плане остатки разрушенной колокольни.




Германова башня (конец 17-ого века).




Трапезные палаты с Богоявленской церковью. Часть здания построена в 1506 году (палаты с центральным опорным столбом), а часть в конце 17-ого века. Здание неоднократно перестраивалось. В конце 18-ого века был разобран переход, соединяющий на уровне второго этажа Успенский собор и Трапезную.




---




Кузнечная башня. Слева, за деревьями, виден угол монастырской бани.




Остатки колокольни, 16-17 вв.




Изразцы галереи.




Лестница на гульбище второго этажа.




Никольская башня.




Часовая башня.




Крест с остатками монастырского кладбища. Где-то здесь покоятся князья Иоанн и Федор Волоцкие, Малюта Скуратов и теща Пушкина Н.И. Гончарова.




Своды первого этажа гульбища Успенского собора.




---




Своды второго этажа.




---




Ворота собора.




Вид на осеннее дерево.




Пушки. Напоминание о том, что монастырь имел не только религиозное, но и оборонительное значение. А еще Волоколамский монастырь был тюрьмой. В различное время здесь содержались: князь Василий Патрикеев-Косой, Максим Грек (провел здесь самых жестких 6 лет своего заточения), царь Василий Шуйский.




Построенный в середине 19-ого века Певческий корпус.




Монастырские сады. Слева на заднем плане Петровская башня.




Братский корпус.




Медовый амбар.




Старый келарский корпус.




Малый певческий корпус.




Воскресенская башня, вид снаружи.




Изразцы воскресенской башни.




Вид с озера на купола Успенского собора.




Никольская башня.




Кузнечная башня.




Маковка кузнечной башни.




---




Германова башня.




Старицкая башня. Во времена основания монастыря город Старица имел важное оборонительное (оборонял подходы к Москве с Запада) и экономическое (в районе Старицы были обширные залежи белого камня) значения. Находится город на расстоянии 100-150 км от монастыря.




Изразцы на Старицкой башне.




Запорошенные улицы села Теряево.




Вид на монастырь с дороги на Малое Стромилово.




Рядом с монастырем расположен скит преподобного Иосифа.

На фото - остатки храма Всех Святых, построенного в середине 19-ого века.




Остатки больницы, вероятнее всего, построенной одновременно с церковью. Сейчас идет реконструкция.




Крыльцо.




Жилые постройки, видимо тоже были когда-то больничными корпусами.




---




---




Путешествие вокруг Волоколамска в мае 2010 года.

Волоколамск, Фото, Россия, Москва

Previous post Next post
Up