Мифологизация истории происходила всегда. Подобными вещами занималась церковь в житиях святых. В светской науке Царской России было риторическое направление, по которому история должна демонстрировать только славу и победы предков. К приверженцам этого направления относился Михаил Ломоносов, но судя по книгам и отголоскам научных споров в те времена в истории наблюдался плюрализм мнений.
В Советском союзе плюрализм не любили. Все должно быть четко, отражать линию партии, а так же поднимать патриотизм. В результате 80-90-ых годах история напоминала книгу мифов, в которой было написано как хорошо в этой стране живется и какие все молодцы и какая в СССР дружная семья. Однако суровая правда жизни выглядела не так радужно. Особенно это ощущалось в Прибалтике и на Западной Украине. Эти территории вошли в состав СССР на 20 лет позже, перед Великой отечественной войной. Не любовь к Русским в этих регионах ощущалась на протяжении всего послевоенного периода, не помогали даже значительные вложения в национальную культуру и более высокий, по сравнению со всем СССР уровень жизни.
Прибалтийское население считало действия СССР перед войной оккупацией. В СССР официально считалось, что Прибалтийские страны вошли в союз добровольно, да и сейчас в России, в частности господин Мединский, избегают термина "оккупация", называя произошедшее обтекаемым термином "инкорпорация". Хотя еще в 1983 году Совет Европы так же события 1940-ого года как
Оккупацию.
После отделения от СССР во всех новых странах появились музеи рассказывающие об оккупации. Практически все они состоят из трех частей: предвоенные события, период великой отечественной войны, послевоенные события. хотя в случае Латвии список эпизодов оккупации следовало бы и расширить, добавив туда действия предшественников и последователей епископа Альберта и жизнь в составе Российской империи. Малочисленным народам вообще плохо живется им сложно отставать свои интересы, особенно при соседстве мощных и экономически развитых держав.
В Латвии музей
оккупации разместился в музее Латышских стрелков, которой располагается на центральной площади города. Я бы не сказал, что музей пользуется большой популярностью. Хотя этот занятный дядечка, обвешенный фотоаппаратами, решил его посетить.
Музей состоит из одного зала на втором этаже. Есть надписи на русском языке.
Реконструкция лагерного барака.
---
Листок из пакта Молотова-Риббентропа.
---
---
Пионерия!
Подслушивающая аппаратура из гостиницы.
Рига в 60-70 года прошлого века.
Карикатура.
Лично для мне экспозиция не рассказала чего-то нового, практически все известно и неоднократно публиковалось в Российских источниках, поэтому во второе здание музея, расположенного в бывшем американском посольстве (может я что-то не знаю и была оккупация Прибалтики американцами?!), мы не пошли.
UPD
Музей оккупации в Вильнюсе.
Латвия:
-
Резекне,
-
Рига. Регата,
-
Рига. Домский собор.