Рукопись Соловьёва Ефима Андреевича
Кто родил Алапаевских Большевиков. [21]
Я не буду в данной статье описывать предшественников Николая Ивановича Коростелёва, которые были в Алапаевске до его, до Н.И. Коростелёва в Алапаевске были народники, как Образцов Анатолий Прокопьевич, Мировые посредники, врачи и др. учителя, последователи Струве и Туган-Барановскаго, а буду говорить исключительно о тов. Коростелёве.
Николай Иванович Коростелёв, сын заводского служащего (счетовода), в Алапаевске окончил 3-х классное городское училище, дальше поступил учиться в Кунгурское техническое училище. Учился он при учителе Решетове, Решетов был [22] в Алапаевске арестован и отправлен в тюрьму за то, что в клубе во время какого-то царскаго праздника был произнесён тост, пригласили выпить вина и Решетова, последний отказался пить вино за здравие Государя императора и всего царствующаго дома, выражаясь так: "За кровопийцев я никогда не пил и пить не буду".
Между учащимися пошли разговоры, выясняя, за что их учитель был арестован, это было лучшей агитацией среди учеников, но Н.И., поскольку воспитывался не в чиновничьей семье, он стал на защиту учителя, и по его инициативе был сделан сбор денег, которые были пересланы Решетову в тюрьму. С тех пор школьное [23] начальство и другие чиновники считали Алапаевское городское училище "крамольным".
Н.И. знал уже кое-что о рабочем движении, т.к. его старший брат Александр Иванович, учась в Кунгурском техническом училище, подвергался царским репрессиям вместе с учениками того же училища Кабаковым Иваном, Харловым Николаем.
Процесс этот относится приблизительно к 1898-99 г.г., связанный с Пермскими работниками Трапезниковым и др.
Николай Иванович учился на стипендию, выплачиваемую Алапаевским заводоуправлением, также как его старший брат Александр, значит на чужих хлебах, а чужие хлебы больше [24] всего оказывались горькими.
С Н.И. одновременно учился в Кунгуре сын заводского механика Четвергов Сергей, который также принимал участие в создании первых революционных рабочих кружков на заводе. У Четвергова все родственники были настроены революционно, т.к. его сродный брат Лебедев Михаил арестован был в 1903 г., а сестра учительница Лидия Лебедева арестована была в 1907 г. Эти однокашники, Коростелёв Н.И. и Четвергов Сергей, приезжая на летние каникулы, привозили с собою из Кунгура брошуры и книги, давали их читать рабочим, чем и открывали глаза последним, но в 1901 году делалось [25] неорганизованно, в 1902 году они приехали уже более вооружённые сами и привезли больше нелегальной литературы. В августе месяце, помню, ходят ученики Кунгурскаго училища человек шесть и в разговорах с рабочими нащупывают почву для революционной пропаганды, и выбор Коростелёва и Четвергова выпал почему-то на меня и Берсенёва Василья.
В один из августовских вечеров 1902 года Коростелёв и Четвергов приходят ко мне под окно, вызывают на улицу и зовут прогуляться. Во время прогулки передают мне тюк нелегальной литературы [26] и прямо ставят вопрос об организации кружковой работы, о членстве, о сборах членских взносов и распределении их по фондам.
Начало первой организационной подпольной работы я вот и отношу к августу 1902 г., кружки Р.С.Д.Р.П. зародились с этого времени в Алапаевске. На первых порах они были небольшими, т.к. Коростелёв и Четвергов были людьми разборчивыми, умели подбирать людей с расчётом, кто для какой работы был годен - кто доставать глицерина, желатина и химических чернил для гектографа, кто варить [массу], кто печатать и размножать литературу, кто [27] раздавать рабочим, кто развозить по окрестным заводам и деревням, кто писать на гектограф и агитировать.
Техника размножения литературы поставлена была хорошо только благодаря Н.И. Коростелёву, у Четвергова больше останавливались приезжие товарищи как Лядов (Мандельштам) и др.
Трудно и тихо было печатать на гектографе, но всё же перепечатывались резолюции Бюро, а главное финансовые отчёты перепечатывались ежемесячно и раздавались товарищами. Литература размножалась с успехом, и ей было наводнено по всем заводам Алапаевского округа т. Синячихи, Нейво-Шайтанский [28] и Ирбитский заводы, а поэтому она начинала попадать в руки полиции и жандармерии, почему и пожаловали к нам в Алапаевск в феврале 1903 г. генерал-майор отдельного корпуса Широков, Жандармский полковник Подгоричанин - князь Петрович, произведя обыски, и арестовали нас человек десять, но вместо Коростелёва Николая Ивановича был арестован по ошибке Коростелёв Василий Александрович.
Аресты 10-12 человек не отразились в плохую сторону на революционную пропаганду, а наоборот в лучшую. [29]
Во время февральских наших арестов Николай Иванович Коростелёв, кажется, был ещё в Кунгурском училище, и его жандармы не задели, арестован был только Четвергов Сергей с матерью Александрой Егоровной, но освобождены были скоро.
Н.И. Коростелев по выходе из Техническаго училища появился, если не ошибусь, в 1904 г. на постройке ж.д., которая проходила от ст.Гороблагодатская на Верхотурье и Надеждинск, зная это со слов арестованных строителей техников Папкевича и Томашевича, которые приведены были с этих построек в Верхне-Туринские Николаевские одиночки [30] по обвинению их в организации профессиональных союзов.
Со слов Папкевича и Томашевича в 1905 году известно, что Н.И. Коростелёв, работая строительным техником, имел большое влияние на рабочих и вёл там революционную работу, что также известно со слов Постникова В.П., который определённо называет т. Коростелева учителем Ивана Мих. Малышева.
В конце 1905 года Ник. Ив. был призван в Алапаевске в старую царскую армию, почему и приехал на родину, где я с ним встретился по выходе из Пермской одиночки (Пермской башни). [31]
Николай Иванович собрал к себе дом как эс-эров, эс-деков, побеседовал с нами, поспорил с братом Александром и единственно один остался истинным большовиком. Многие наши ребята высказывались "за отрезки", за прирезку земли из посессионной дачи. Он сказал, что здесь в Алапаевске земля с богатыми ископаемыми и должна остаться для развития заводской промышленности, т.к. скоро всё, как земля и заводы, будут Ваши, разбил в дребезги муниципализацию земли, всем советовал вооружаться, почему мы с ним пошли и скупили все револьверы у купца Шапошникова. [32] Всего в один день мы с ним приобрели револьверов 40, тут были 9-12 […], Бульдошки и Смит-Вессоны.
Помню, эс-эры и Ветлугин Г.Г. назвали его анархистом, но как бы Н.И. не называли, всё же рабочие больше пошли за Николаем Ивановичем.
Николай Иванович назначил день отправки в солдаты, помню, провожали его только близкие товарищи и родственники, и то было человек 200 - проводили, распростились со своим дорогим учителем-большовиком и больше не видались. [33]
Николай Иванович в армии был вместе с Дмитрием Зыряновым, он лучше моего может рассказать о работе среди солдат, о дезертирстве т. Коростелёва (Зырянов член ВКП(б), проживает в данное время в Свердловске около Физико-Фератептическаго Института).
После Октябрьской революции, встретившись с Г.Г. Ветлугиным, я узнал от него, что Н.И. жил на нелегальном положении в Челябинске на Челябкопях под кличкой Фока Кретов, позднее увидел воспоминания в книжке "Из прошлаго" Горохова В.Л., где упоминается [34] о Фоке Кретове, который был осуждён в одном процессе с т.т. Моисеевым и [Колоницким] на каторгу.
Встретив книгу "Памятник борцам революции", где видно, что Николай Иванович Коростелёв в 1919 г. Колчаковцами повешен в г. Канске как председатель Уездного Исполнительнаго Комитета Совета Р.К. и К.Д.
Светлая память о Николае Ивановиче Коростелёве должна сохраниться ещё на долгие годы, и молодое поколение должно знать, кто был в Алапаевском заводе [35] первым организатором кружков Р.С.Д. рабочей партии в 1901-02 г.г., кто первый основоположник и учитель большевизма Алапаевской организации в 1905 г. - тот же Николай Иванович.
Николай Иванович на вешалице от рук белобандитов (Анненковцев) умер большовиком за дело пролетарской революции, а Четвергов оказался на стороне белых и бежал с ними до Харбина.
Работа Н.И. видна в Алапаевске, видна в Верхотурье, Ляле и Надеждинске, видна в Челябинске, видна и в г. Канске, твою работу, твои страдания молодое поколение Алапаевцев [36] должно чтить долгие годы и старухе-матери трёх сынов-революционеров - Александра, Николая и Михаила оказать сыновнюю ласку и приют.
Е. Соловьёв.
2/XII-33 г. [37]
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.128.Л.21-37.