В мае 1899 года в Лысьве состоялось торжественное освящение новопостроенного, величественного, каменного храма сохранившего прежнее имя Свято-Троицкого.
Мысли о строительстве более вместительного храма зрели у лысьвенцев давно и были продиктованы развитием завода, всей социально-экономической инфраструктурой, увеличением численности населения. Реализация идеи началась в 1887 году, когда на собрании православного прихода был избран комитет по строительству храма под председательством священника Михаила Михайловича Добротворского.
После создания комитета был начат сбор средств. За 13 лет (с 1887г. по январь 1901 года) объём денег привлечённых в строительство превысил 164 тысячи рублей. Почти 40% этой суммы составлял сбор с мастеровых фабрик Лысьвенского завода, рабочих лесничества, возчиков кладей и металлов, служащих правления и конторы.
При строительстве церкви многие материалы с Лысьвенского завода отпускались владельцами бесплатно.
Построенный храм стал по истине величественным украшением заводского посёлка. Праздничный колокольный благовест был слышен не только в ближайшей округе, веселя душу православного человека.
©
http://club.lysva.info/action/hram/
ПОСТРОЙКА "БОЖЬЯГО ХРАМА" [В ЛЫСЬВЕНСКОМ ЗАВОДЕ]
Время шло, завод расширялся, а вместе с этим увеличивался численно рабочий класс, а раз это так, то естественно являлась необходимость в том, чтобы иметь возможность обрабатывать "духовно" христову паству. Имевшаяся в то время старая, деревянная и маловместительная церковь не могла удовлетворить этим требованиям.
А поэтому, не долго думая, администрация завода, к которой так-же надо отнести и священника, получавшего от завода 50 рублей жалованья в месяц, решили построить новую каменную церковь такого размера, в которую бы вмещались все рабочие и их чады. Над изысканием средств для такого огромного предприятия не задумывались - для них этот "пустяковый" вопрос решился просто.
И так хорошо спевшись Управляющий Округом, Управитель, Поп и Земский Начальник и иже с ним решили строить церковь, не спросив на это никакого согласия у верующей массы. Они считали вполне достаточным об"яснить рабочим, что пришло время строить новую церковь, а посему все рабочие завода должны платить на её постройку по 3% с рубля из заработной платы. Нежелающие платить лишаются работы. Коротко и ясно. Таким образом началась постройка "святого христианского храма" за счёт трудовых грошей татар, евреев, католиков, староверов, православных и всех прочих вероисповеданий. Одним словом, средствами не брезговали, добывали всеми чистыми и нечистыми путями вплоть до мошенничества. Воровали заводский материал, залезали просто в чужой карман путём выдачи фальшивых векселей и т.д.
Долго-ли, коротко-ли, церковь наконец была построена. Кто сколько нажил на этом "благочестивом" деле - сказать трудно. Но как и полагалось по штату, нужно было произвести пышное её открытие, т.е. освещение, которое и было произведено опять-таки за счёт рабочих. Во главе церковного совета, как и надо было ожидать, встали всё те же заправилы: Управляющий, Управитель и прочая "шатия во Христе". Церковь построена, а вычеты с рабочих продолжались, это наконец возмущало рабочих, они пытались протестовать, но из этого ничего не выходило.
В 1904 году наконец начинают выплывать наружу все те грехи, которые практиковались при постройке храма, т.е. случайно выплыли фальшивые векселя на сумму 112.000 рублей.
Эта весть моментально разнеслась по заводу, и рабочие заволновались, зная, что по этим векселям прийдётся вечно платить им же рабочим. Раздавались выкрики и ругань. Ругали главным образом Попа, одной рукой благословляющего, а другой очищающего рабочие карманы. Рабочие говорили, что если они украдут на заводе фунт гвоздей, то их сажают в тюрьму, а сами воруют не по нашему, обворовывают нас-же и им всё сходит с рук.
Администрации невольно пришлось принять меры, чтоб замазать это грязное дело. Создаётся комиссия в составе таких же жуликов, как они сами, которая сфабриковала фальшивый отчёт, по которому, якобы, оставалось платить ещё 70.000 рублей. Но что такого долгу не было, это можно было видеть из следующего: Церковь окончана в 1899 году и по последнему в то время отчёту оставалось долгов 26.000 руб. Удерживалось с рабочих по 8-9 тыс. в год, таким образом этот долг со всеми %% погашения. И кроме того, поступали ещё и отдельные пожертвования. Значит, новые составители отчёта совершали новое преступление, поставив своей целью во что бы то ни стало обмануть рабочих.
Рабочим нужно было отвоевать свой труд и карман. Последний Управляющий, тогда ещё управитель, всё же продолжал грабёж рабочих. Призывал колебляющихся из комиссии к себе на квартиру и уговаривал их повлиять на рабочих, обещая хорошее "положение" по службе.
Рабочих сгоняли несколько на собрания, уговаривая их платить по фальшивым векселям, но всё это было напрасно.
Тогда администрации с её прихлебателями пришлось состряпать от имени местного населения опять таки фальшивый приговор, заставить подписать его своим приспешникам, и в результате выходило, что рабочие обязались платить половину этого долга, а др.половину будто-бы уплатит владелец завода. Но рабочие только смеялись над такой выходкой кучки собравшихся патентованных воров.
Архирей, видя, дело не замотать, решил преступного попа сослать в село Зырянку.
Поп, как полагается всякому порядочному человеку, отбывающему к новому месту житья - устроил прощальную обедню. В прощальной проповеди, перечислив все свои достоинства, он громил с амвона "предателя", считая его хуже Иуды, призывая на его голову весь "кромешный ад" во главе с сатаной и всеми чертями.
Но прощальная проповедь духовного отца произвела на рабочих как раз обратное впечатление. За то служащие, пользовавшиеся благосклонным вниманием за одурачивание масс, решили предать "предателя" смерти, т.е. занести его фамилию в "чёрную книгу", которые в то время велись на всех заводах Шуваловых, дабы лишить его в дальнейшем куска насущного хлеба.
Несколько времени спустя поповские друзья стали оговаривать рабочих на то, чтобы просить о возвращении попа обратно. Был собран сход местных жителей, который на предложение о ходатайстве постановил, что не только теперь, но и в будущем такого грабителя, изрядно почистившего рабочие карманы - им не нужно.
Но и это не смутило оголтелую шайку, она и тут прибегла к своему старому излюбленному методу, т.е. составила очередной фальшивый приговор, который на проходной будке в присутствии полиции принуждали рабочих подписывать его. Когда всё было готово, тогда Управляющий лично командировал несколько религиозных фанатиков с этим приговором в гор. Пермь к Архирею, а сам знал заранее решения Архирея, распорядился возвратить попа в Лысьву.
Суд над этим долгогривым мошенником "разразился" не долго, не мало - через 5 лет.
В присяжные заседатели и Председатели Окружного суда были подобраны его приятели, которые в результате обвинения по 21 пунктам - вынесли ему… оправдательный приговор. По оглашению приговора один из присутствующих в публике гр. гор. Перми крикнул: "Поздравляю Лысьвенцев "очищенным" попом, приобщайтесь теперь из его поганых рук".
Так прошла очередная комедия власти, религии и суда пред глазами Лысьвенских рабочих. Но эта комедия многому научила трудящиеся массы, которые в Октябре сделали из этого соответствующие выводы.
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.252.Л.103-104.