По мотивам
вот этого поста dok-zlo. Вспомнил, что я как-то на эту тему писал для МедНовостей. Нашел статью
в старой версии энциклопедии МедПортала. Примечательно, что всякие копипастеры типа rin.ru передирали эту статью со ссылками и указанием автора. Но заголовок при этом меняли на "Женское обрезание никаких особых последствий - кроме положительных - не несет". Суки, одно слово. На гневное бомбление с главредского ящика они тупо не реагировали. Правильный заголовок (и текст) - вот он:
Страдания по обрезанию
Тема обрезания никогда не потеряет актуальности среди медиков. Только более-менее улеглись страсти вокруг мужского обрезания, как на подходе достаточно громкие и скандальные новости, касающиеся уже женского варианта этой процедуры. Но если циркумцизию (т.е. удаление крайней плоти полового члена) в конце-концов назвали чуть ли не спасительницей мужской части населения земного шара от ВИЧ-инфекции, то вот с отсеканием клитора и малых половых губ ситуация складывается обратная.
Впрочем, следует сразу же оговориться. В принципе существуют два разных женских обрезания. Одно из них - это иссечение слизистого капюшона, закрывающего клитор, а также удаление части избыточно разросшихся малых половых губ. Эта операция вполне себе медицинская, косметологическая и никаких особых последствий - кроме положительных - не несет.
А вот второй вид - это ритуальное, традиционное обрезание, распространенное более чем в 30 странах странах Африки. В этом случае преследуются отнюдь не медицинские, а этические цели - женщину таким образом пытаются «очистить», причем зачастую в достаточно раннем возрасте, еще до начала полового созревания. В «очистительных» целях местные эскулапы-шаманы перекраивают наружные половые органы девочки по своему усмотрению - иногда дело ограничивается удалением клитора, а иногда под нож идут и клитор, и половые губы. Таким образом женщина, с точки зрения ритуала, перестает испытывать недостойное удовольствие от секса, а выполняет только одну свою функцию - репродуктивную.
При этом нож в большинстве своем ритуальный, то есть никак не острейший одноразовый хирургический скальпель, обработка в плане асептики и антисептики - соответствующая, об анестезии и говорить не приходится. С каменного века практически ничего не изменилось, все проходит таким образом, что юные африканки, скорее всего, не один раз жалеют, что родились не мальчиками. Но терпеть приходится - обрезание является обязательной частью инициации - то есть превращения в нормальную, с точки зрения традиций, женщину.
Борцы за права женщин давно пытаются привлечь внимание мировой общественности к этому достаточно варварскому ритуалу. Так, по данным одной из самых известных правозащитных организаций - Международной Амнистии (Amnesty International), этой процедуре в мире подверглись уже 135 миллионов женщин. Но пока дело касалось религии и традиций, на это как-то закрывали глаза - мол, местные обычаи, часть культуры, пусть уж.
Но теперь дело принимает несколько другой оборот. Группа шведских ученых из Karolinska Institutet под руководством доктора Ларса Алмрота (Lars Almroth), изучив суданских женщин, пришла к выводу - обрезание приводит к бесплодию. То есть ритуал, направленный на сохранение фертильности женщины, по существу ее уничтожает. Среди перенесших эту процедуру бесплодие встречается в 5-6 раз чаще, чем среди избежавших операции.
Причина такого положения достаточно очевидна. По данным Алмрота, проводимые в антисанитарных условиях обрезания приводят к многочисленным воспалительным заболеваниям половых путей, к формированию рубцов и спаек, фактическому перерождению полового тракта женщины. Понятно, что в таких условиях говорить о нормальном зачатии, вынашивании и рождении ребенка не приходится.
Не удивительно, что подобные выводы стали поводом для опубликования работы шведских ученых в одном из самых авторитетных медицинских изданий - журнале The Lancet. Причем статья эта определила тему номера, с выносом анонса на обложку, так что можно представить себе важность проблемы.
Остановит ли эта публикация ритуальный нож? Нет, конечно. Вековые устои, традиции, требующие всеми правдами и неправдами охранять чистоту и непорочность девочек, существование целого культа со своими служителями и приверженцами - все это действительно является частью культуры и избавиться от ритуального женского обрезания в ближайшее время не представляется возможным.
Тем не менее, теперь у противников обряда теперь появились достаточно мощные союзники в лице врачей. Причинение вреда репродуктивному здоровью нации - это уже повод для обращения во Всемирную Организацию Здравоохранения, а то и прямиком в ООН. Кропотливая разъяснительная работа, санитарное просвещение - все это поможет молодым африканкам постепенно выбраться из первобытных устоев и хотя бы в этой сфере жизни стать чуть цивилизованнее.
Единственное, что не стоит делать медикам - это пытаться поставить ритуальное обрезание на мало-мальски медицинские рельсы. Если начать обеспечивать шаманов одноразовым инструментарием, антисептиками и обезболивающими - традиция только еще больше укоренится, приобретет вид якобы медицинской, поддержанной специалистами.
Пусть уж шаманы останутся в каменном веке, а врачи-профессионалы - в современном мире. Без уродующих ритуальных хирургических вмешательств.
Ссылки по теме:
Primary infertility after genital mutilation in girlhood in Sudan: a case-control study - The Lancet, Vol. 366, No. 9483, 30 July 2005
Reaching the tipping point against female genital mutilation - The Lancet, Vol. 366 No. 9483 pp 347-349