Именно такое слово, применительно к парагвайской жизни, всплывает в уме, когда начинаешь к ней присматриваться.
Привыкший в советские времена к тотальной зарегулированности всего в жизни, многие постулаты которой остались и поныне, смотрю я на парагвайцев, которые не «горели в танке», и потихоньку удивляюсь.
Парагвайцы, в подавляющем своем большинстве, не могут выстроить логическую цепочку на несколько шагов вперед, не копаются в причинно-следственных связях, а живут сегодня - сегодняшним днем. Завтрашние проблемы, если они возникнут, будут решать завтра, но думать сегодня, как сделать так, чтобы завтра проблем не возникло, не могут. Транкилла!
Вероятно отсутствие необходимости постоянно готовиться к каким-то тяжким временам, как-то зима, война, козни соседей-врагов и т.п. - делать заготовки и запасы, выработали столетиями и соответствующий менталитет. Кроме того, здесь всегда растет и поспевает что-то свежее, вкусное и доступное к столу.
Мне задают вопросы друзья-киевляне, сталкивающиеся со своим дачным или индивидуальным строительством, как это в Парагвае строят, не соблюдая противопожарных зазоров между домами, возводят вокруг своего участка (в городе!) забор хоть пятиметровой высоты и т.п.?
А газовые баллоны на балконах и во дворах?! Центрального газоснабжения здесь нет вообще и все плиты в домах, грили в кафешках и пр. питаются от газовых баллонов, которые стоят где попало, в том числе и под палящим солнцем, и ничем не закрыты. Благо - курят здесь пока мало.
На заправке я стараюсь побыстрее отъехать, когда вижу, как на соседней колонке заправляют бензин в пластиковую канистру, но хорошо вижу, что волнует это только меня. Парагвайцы просто не знают, что это может закончиться пожаром и «не проникаются» - зато сколько нервных клеток сберегают.
Что вы скажете, если вам предложат помыться под душем, вода в котором подогревается электроспиралью в распылителе? А не вдарит? Парагвайцы же моются под такими приспособлениями поголовно и не задумываются. Причем и заземление есть далеко не всегда. Сам проверял!
А видели бы вы уличные столбы, на которых зацеплено такое количество проводов, что иногда эти соединения напоминают вороньи гнезда и иначе, чем русским профессиональным словом «сопли» называться не могут! При этом столбы здесь, даже металлические, - весьма хилые и падение столба от ветра, от дерева, от машины, что случается частенько, вызывает обесточивание, обестелефонивание, обестелевидение и обезинтернечивание целого квартала.
Нужно отдать должное парагвайцам - «электрические» аварии устраняются быстро и сразу: без холодильников продуктам будет «трубэйшн» - это слово английское и они его знают;-)
А вот аварии с водой, которой в Парагвае много, «пугают» парагвайцев не так сильно. Водопроводные трубы везде пластиковые. Случается, что они под землей трескаются и вода выбивается родничками на улице и течет себе дальше. Неделю, две, три… - транкилла.
Когда на вводе в мой дом лопнула труба (до моего счетчика) и фонтан был по моему понятию весьма большой, «аварийка» приехала только после 10 или 15 телефонных звонков, через часов 6 и то, после того, как сосед объяснил им, что экстранхеро (иностранец) выставит всем пиво. Не могли они понять чего это я так обеспокоился - ведь вода вытекала коммунальная, а не моя?
Парагвайцу поручили измерить внешние размеры станков. Он долго и старательно измерял, записал: 40 на 70 на 110 и второй - 80 на 90 на 100. Реальные размеры станков: 65 на 31 на 102 и второго - 85 на 81 на 105 соответственно. Причем парагваец не понимает, в чем проблема: к чему эта сверхточность - не космические же корабли? Кому интересно, может, вооружась угольником, попробовать найти хоть один прямой угол в парагвайском доме.
Когда мне немец, долго живущий в Парагвае, объяснял какого размера нужно сделать фотографию на водительские права, я подумал, что он видит во мне дебила, поскольку он раз пять повторил размер и при этом каждый раз приговаривал, что размер именно этот, а не «плюс-минус трамвайная остановка».
Я уже писал, что проезд перекрестков парагвайцами - зрелище которое интересно наблюдать. Если не спешишь никуда сам, конечно. Следуя своему характеру, парагваец выполняет все последовательно, не связывая воедино. Нужно на перекрестке повернуть налево. Доезжает, выезжает и посередине останавливается: боже мой, а ведь повернуть-то - проехать нельзя (стоит полицейский, запрещающий маневр, стоит еще две машины, улица, на которую поворачивать, - перекопана и знак об этом стоит еще за квартал от перекрестка и т.п.)! Ситуация сложная и непонятная. Нужно хлебнуть терере! Для этого - подлить в гуампу из термоса и потянуть из бомбильи. Руль брошен - нужны свободные руки. За это время, правда, в тебя уперлись еще три машины с разных сторон. Как же быть? Транкилла, еще глоток терере. В итоге, перекресток надежно заперт на некоторое время. Однако! Никто, как в Киеве, не объезжает по тротуарам или зеленой зоне. Транкилла!
Еще интересно наблюдать на улице за шустро едущим и груженным на две свои высоты грузовичком, наверху (!) шатающегося груза которого сидит человек пять рабочих и пьют терэрэ! Чем они только держатся и как не падают?! А мотоциклы с папой, мамой, двумя-тремя детьми, мал-мала меньше и покупками?
Парагвайские правительства несколько лет проводят активную агитацию и практические работы по профилактике лихорадки. С этой целью в столице, например, кроме фумигации улиц и домов, стараются ликвидировать и дезинфицировать любые запасы стоячей воды, в которой могут завестись комары. Даже заставляют выливать воду из ваз с цветами на кладбище. Но при этом, по всей столице текут в оврагах многочисленные ручьи, которые превратились в зловонные арыки, поскольку с близлежащих участков скидывают туда не только мусор, но и отводят канализацию. Причем рядом могут располагаться весьма престижные виллы или дома с пентхаузами и спортплощадками, а рядом - такая антисанитария. На это, почему-то не обращают внимания, хотя, казалось бы, загнать всю эту «радость» в подземный коллектор в столице можно достаточно просто.
Казалось бы, что при такой жизни и таком национальном характере в Парагвае каждый день должен давать пожары, моры, обрушения, массовую гибель населения. Знаете, - этого нет. Случаются, конечно, весьма трагические вещи, как смерть в пожаре в супермеркадо 400 человек несколько лет назад. Это столько, сколько во всей стране всего убито или пропало безвести за почти сорокалетнее правление «кровавого» диктатора Стресснера.
Но это же бывает редко! А живем - сегодня!
Если вы будете подыскивать себе в Асунсьоне эмплеаду (домработницу), шофера или садовника, то придется перепробовать немало, пока найдете, как говорит моя бывалая знакомая, - «вменяемых».
Характерные примеры.
Эмплеада, вытирая пыль с телевизора, столкнула его с тумбы (!) и разбила. Когда ей объявили об увольнении за это, она была удивлена и сказала, что такое (столкнуть телевизор) может случиться с каждым! На что получила ответ, который ее убедил: «Не каждый может купить такой телевизор».
Работница панадерии (булочной) получает задание вытереть витрину прилавка-холодильника потому что, когда в него выставляли торты, мазнули по стеклу кремом. С готовностью берется и тщательно, высовывая язык, около получаса трет стекло снаружи. Хозяин-иностранец терпеливо молчит, в надежде, что она сама поймет, что крем на стекле изнутри. После получаса тяжелой ее работы, не выдерживает и таки обращает ее внимание на то, что она трет не с той стороны. Си, сеньор! Она радостно соглашается, радуясь такому неожиданному для нее обороту и приступает наконец к вытиранию крема.
Работник, приглашенный обрезать деревья в патио, опирает высокую лестницу в толстую горизонтальную ветвь, залезает на лестницу и с нее начинает старательно рубить мачете эту самую ветку, на которую оперта лестница… Пришлось, не дожидаясь его падения с пятиметровой высоты, созвать его вниз и объяснить, что лестницу нужно установить по-другому.
При покупке стиральной машины, менеджер салона - продвинутый парагваец советует не брать машину с сенсорным управлением, а взять аналогичную - с обычным. «Сеньор, сами стирать вы не будете, а ваша эмплеада никогда не сможет разобраться в сенсорном управлении!»
Смешно? Нормально! Это простые, необразованные люди, часто совсем неграмотные. А вот в Киеве приходилось работать с парочкой заместителей - детей уважаемых дядь, которые, несмотря на высшее образование и дорогие носильные вещи, не дружили ни с таблицей умножения, ни с навыками письменности, ни с головой. Так и шо?!
В Парагвае просто нужно твердо усвоить и никогда не забывать, что ни один парагваец, никогда не признается, что он чего-то не знает или не умеет. Они с готовностью и уверенностью берутся делать то, о чем не имеют ни малейшего представления, а о чем имеют представление - делают некачественно - такой уж народ… Но это не из-за озлобленности или желания навредить. Они и для себя самих так делают. "Но импОрта!" - в смысле - "не имеет значения". Поэтому просто будьте бдительны и не требуйте от них невозможного.
Неделю в доме не работал телефон - "линиа баха". Понятно, что при наличие мобильников, современная жизнь позволяет спокойнее пережить отсутствие стац. телефона. И тем не менее...
Три раза звонил и давал заявку на исправление, три раза писал заявку на специальный и-мэйл государственной телефонной компании COPACO.
В пятницу, решил все-таки подъехать в центральный офис и "посмотреть в глаза" труженникам, задать им, как у Жванецкого, вопрос: "Скоко, скоко?"
Беседовал со мной работник, на удивление прекрасно говорящий по-английски.
Здесь нужно отметить, что знание английского, тем более хорошее, редкость для парагвайца и поэтому каждый "знающий" сам, без вашего желания, переходит на английский в беседе с тем, в ком он узнал иностранца. Причем парагвайца при этом не интересует знает ли английский его собеседник: он демонстрирует то, что человек он образованный и знает, как общаться с иностранцами.
Так мы и общались: я специально не переходил на английский, а он говорил со мной только на английском.
Неспешно пообщались, поскольку спешка не к лицу истинным кабальеро, хотя терере не предлагалось... Выяснили, что дело не в моем телефоне, а в кабеле, который где-то там повредил последний сильный ливень, выяснили, что скорее всего на следующей неделе (мистер же понимает, что сегодня пятница, конец недели?) телефон будет работать. Хотя... Тут мой собеседник попросил прощения и сказал, что на минуту отлучится. Вернулся он со вторым парагвайцем, которого представил, как техника по устранению аварий и который тоже покивал головой в раздумьях и подтвердил сроки. Когда он отошел, а мой первый собеседник стал рассказывать мне какой тот хороший специалист, во мне сработала советская интуиция и я спросил, что требуется от меня - может "всем пива"?
Мой кабальеро очень заразительно посмеялся, потом обратился на гуарани через весь офис к "технику", который беседовал с другими работниками на другом конце. Все еще раз заразительно посмеялись, но видно, что хоть предложение иностранца и пришлось им по душе - для героев тоже есть невозможное.
На том и расстались. До сегодняшнего (в субботу!) телефонного звонка от COPACO оповещающее-вопрошаещего, что "у вас уже все работает, да сеньор?"
Без пива!
Транкилла!
Все большие супермеркадо Асунсьона имеют подземные бесплатные паркинги. Частенько - в несколько этажей. Выезжая из такого паркинга в очередной раз наблюдаю глупую картину. Парагвайосы, в большинстве своем, - весьма посредственные водители. Плюс - незнание элементарных правил безопасности. Машину, выезжающую снизу из паркинга по пандусу, подпирает задняя машина… Передняя машина глохнет в силу мастерства «чофэра» и тронуться «на подъем» не может. Скатиться назад невозможно - подперли. Парагваец/ка в ступоре, с глазами навыкате, что есть силы давит тормоз, чтобы не поехать назад и даже не думает, что задача «две ноги, но три педали» может иметь решение. Мало того, - быстрюли парагвайосы уже подперли друг друга на всех пандусах и выездах. Моментально образовалась большая подземная пробка.
Персонал паркинга не имеет ни понятия, ни навыков действий в таких ситуациях. А ведь всего-то нужно бы повесить на каждом пандусе светофорчик когда въезжать и снабдить каждый переносным подпорным башмаком. Ну и персонал обучить, что ли...
Поэтому, когда мне рассказывают страшный случай , когда в асунсьонском супермеркадо в 2006 году при пожаре сгорело 400 человек (случается мимо проезжать - так и стоит неотреставрированный) - я не удивляюсь и знаю, что 400 - это не предел для парагвайцев.
Не удивляюсь и молю Бога не попасть в парагвайскую толпу при панике. А лучше - ни в какую толпу и никогда.