Вепсский лес. Земля колдунов.

Jun 23, 2016 19:20

Велопоход по Вепсскому лесу стал моей традицией - вот уже третий год подряд я отправляюсь в забытые людьми и богом места кормить комаров. Но не просто так - продолжаю свой проект - исследование заброшенных деревень и локальной идентичности (которая у нас в России почти отсутствует). Фотографии из этого проекта пока раскрывать не буду, здесь мои путевые заметки.
       В этом году моя главная цель - заброшенная деревня Нойдала (в переводе с вепсского - земля колдунов). Есть ли в ней что-то мистическое, скоро узнаем.

Вышел из поезда на станции Ефимовская. Погода прекрасная, сил много. А первый день обычно самый скучный и сложный - заброска, нужно проехать как можно больше.

Асфальт кончился уже через 6 км и началась прикатанная гравийка. Машин почти не встречается. Деревни уже тут наполовину заброшены. Мне намного больше нравится такая тихая, неровная дорога, чем ровные асфальтовые трассы.

На пути встретил такую замечательную церквушку (в Боброзеро). Дома рядом уже попадали почти все, а церквушка держится и не думает пока превращаться в труху.

Солнце ещё светит, хотя на часах 10 вечера. Но силы подходят к концу, проехал 60 км. Нашёл прекрасное место для ночевки на берегу одного из многочисленных озёр с видом на закат, столиком и скамейкой.

Как всегда первый день плохо спал - адреналин в крови и солнце подняли меня уже в 6 утра. Продолжаю свой путь - меня обгоняют многочисленные лесовозы, кажется, что только они ездят по этим дорогам. Отчасти это правда, к сожалению, здешние места - рай для лесорубов. Слева и справа периодически проезжаю огромные искорёженные поля. Понятное дело, вырубают всё подряд и никаких лесовосстановительных процедур не проводится.

Деревни, болота и озера чередуются на моём пути.

Грибов пока мало, а ягоды только цветут.

Вот и последняя жилая деревня на моём пути - Корвала (переводится с вепсского, как «деревня в дремучем бору»). Этот населенный пункт расположен на берегу очень красивого Муромозера. Три больших залива которого в виде лучей, расходящихся от центра, придают ему своеобразное очертание. Длина озера - около 4 километров. Поселение довольно старое, о чем свидетельствуют древние курганы - захоронения, называемые жальники. Ныне в ней круглогодично живут 10-15 человек. Остались в основном здесь дачники, бывший клуб разваливается, половина домов заброшены.

Кто-то буквально "выстругивает" себе лодку

Кот провожает меня в Нойдалу

Отдохнул у кристально чистого озера - прямо отсюда жители и берут воду. И дальше в путь. После Корвалы жилых поселений больше нет. Только деревенское кладбище прямо в лесу.

В конце 70-х, начале 80-х ХХ века были заброшены деревни Нойдала, Ря(е)бов Конец, Чубово, Чидово. Оставшиеся в живых жители этих деревень ныне проживают в Курбе, Ладве, Мягъярви. Здесь надо бы упомянуть, что не просто так деревни забрасывались - это стало последствием политики государства (расселение неперспективных деревень, но и ещё раньше в конце 30-х годов государство начало притеснять малые народности, в т.ч. вепсов, таким образом, почти вся вепсская возвышенность, ранее плотно заселенная, к концу ХХ века осталась почти без жителей).
   Дорога стала лесная, заросшая, но периодически можно даже ехать. Чем дальше, тем всё меньше признаков цивилизации и больше следов зверей. Встречал следы медведей, волков, кабанов.

След медведя

8 км пробирался до деревни Нойдала. Комары облепляют, но я уже научен опытом - на голове сетка, руки в перчатках - по-другому идти невозможно. Спреи, само собой, на такие полчища комаров никак не действуют. В самой деревне ни одного дома с целой крышей не осталось, дорог почти не видно в траве.

Я решил сегодня продолжить путь ещё дальше - к деревне Рябов Конец (так как там должен быть домик рыбаков, где можно переночевать), как следует из названия деревни - это конец, дальше дороги нет, действительно так - дальше одни болота. До деревни всего 2 км и дошёл я за полчаса. Здесь действительно стоит «домик» рыбаков, точнее это кабина вахтовки. Как её сюда завезли не представляю. В кабине кровати, даже есть посуда. Видно, что здесь бывают рыбаки. Но сейчас она была пустой и открытой. Я решил воспользоваться такой удачей и не тратить силы на постановку палатки - переночевать в ней. Место отличное - на берегу озера, с видом на закат. Завтра обязательно наловлю рыбы, а сегодня я так устал, что завалился спать.

На следующее утро я отправился погулять по самой деревне Рябов конец. По данным 1911 года в деревне было 17 дворов, проживало 111 человек. Население занималось охотой, рыбалкой и сбором ягод. Сейчас даже дорожек не видно, всё заросло. Но остался один домик, который рыбаки поддерживают в жилом состоянии. На входе такая надпись, которая сразу настраивает не очень оптимистично.

Внутри ласточка свила гнездо и немного напугала меня, пролетев над головой. В целом очень аскетично, хотя есть и стол и печка и даже красный уголок. Но главное - есть окна и крыша, что ещё нужно для ночевки в такой глуши.

Решил половить рыбу на речке. Приманка - силиконовые червячки. Рыба тут непуганая и за 20 минут я поймал 5 хороших рыбок. На обед хватит. Приготовил на костре на сковородке. Вот такой расслабленный, гастрономический день.

Но ближе к вечеру зарядил мощнейший ливень. Пришлось сидеть в вахтовке и слушать стук дождя. А ночью я выбрался на речку для съёмок проекта. Комары летают тучами, невозможно даже нажимать на спуск фотоаппарата, облепляют все пальцы.

На следующее утро решил ещё наловить рыбы - в этот раз рыба ловилась не так резво, но парочку поймал - мне хватит. Запёк в фольге с луковицей, которую нашёл у рыбаков.
А после обеда пора двигаться в Нойдалу обратно. Так вот про Нойдалу. Бытует мнение, что почти все жители этой деревни были колдунами. Колдуны из этой деревни лечили, помогали налаживать отношения в семьях, легко находили заблудившегося в лесу человека (просто говорили, в какой момент в какое место он выйдет, там человека и встречали). Насколько известно, лечили травами, баней, а главное - заговорами, которые обычно держали в строгом секрете. А для "внешнего" мира охотно сообщали несложные магические ритуалы, помогающие в тех или иных ситуациях. Например, если человек заблудился в лесу, ему следует догола раздеться, тщательно выдуть пыль со всех швов одежды, перейти на новое место, и уже там, где старой пыли нет, одеться.
     Сама же деревня была довольно большая. По данным 1911 года в деревне было 19 дворов, проживало 141 человек. Население занималось охотой, рыбалкой и сбором ягод. Отличается от всех ранее пройденных своей растянутостью вдоль дороги, пролегающей между двумя небольшими озерами - Пертиярвь и Кодаярвь. Деревня вытянулась почти на километр, в ней более 40 дворов. Западный конец деревни называется Шавадия, восточный - Нижняя деревня. Шавадия - большая и старая деревня. Первые ее поселенцы поставили свои дома по берегу живописного озера Пертиярвь, изобилующего маленькими бухточками и мысами, на которых живописно разместились дома и баньки. Черные бани всей деревни вынесены на берег озера, почти к самой воде.
     Я прошёл всю деревню и нашёл отличное место для стоянки на другом её конце. Здесь стоит лучше всего сохранившийся дом с 3-мя окнами и полурухнувшей крышей. Первые ягодки земляники, которые я нашёл рядом, поддержали мои силы - они были нужны, чтобы отбиваться от многочисленных комаров. Увидел хвост лисы, который скрылся от меня в кустах. Здесь уже не территория людей, а царство природы. Лишь изредка сюда заходят рыбаки.

Медленно уходит солнце. Но темно не становится. Большое открытое пространство, всю ночь светло. Прекрасное, тихое место. И совсем не мистическое и точно не колдовское. Хотя вот этот мальчик на столбе выглядит устрашающе.

Следующий день - выход. Самая сложная часть пути. Дорога местами совсем прерывается ручьями и болотами. Но идти и даже ехать местами можно. Через пару часов я выехал на участок пути, по которому уже ехал 2 года назад, но в прошлый раз я повернул на развилке в другую сторону от Нойдалы. Почти 20 км по лесу по заросшей дорожке, а тут ещё и дождик - намочил меня и все кусты и траву вокруг и прекратился. Повсюду следы зверей.

А вот и сам зверёнок. Очень жалко зайку - лежал посередине дороги, видимо, его тут оставила мама, он ещё слаб и может, голоден. Но мне ему нечем помочь, отнёс его в кусты в сторону от дороги. А то по дороге все-таки ходят и волки и лисы.

Дальше, когда выехал на лесовозную дорогу, встретил уже большого зайца, здесь же и ёжик выбежал на дорогу попить из лужи.

Потихоньку возвращаюсь в цивилизацию. Деревня Ладва на моём пути, стоит высоко над озером. Вид отличный, неслучайно вокруг этого озера расположились 3 деревни.
Заночевал прямо в деревне с видом на озеро.

Следующий день принёс мне проблемы - свернул резьбу на педали. Фактически, я стал одноногим велосипедистом. Мой темп резко упал, в горку - только пешком. Добрался до большой деревни, подкрепился и пополнил мои запасы в магазине (первый магазин за 5 дней пути). Дальше мне повезло, меня подвезли мужики-энергетики до Винниц - районного центра (20 км). И даже нашли мне сварку. Кое-как мы соорудили систему для крепления педали. И я снова на ходу. Начался асфальт, темп мой резко возрос, даже несмотря на периодические дожди.

А это старая и новая церковь в Винницах

Приключения закончились на следующий день в Свири. Напоследок заехал в Важины, здесь очень старая церковь (1630 года, правда в 19 веке она перестраивалась) стоит на берегу реки. Мой новый велосипед выдержал первое серьёзное испытание. Привёз много материала для размышлений и моего проекта. Но все равно уже снова тянет в это тихое и забытое всеми место - Вепсский лес.

Трек маршрута по клику на карту: