"Мир Полудня" Стругацких

Dec 02, 2017 19:09

(Кину и сюда, раз пошла такая свадьба)
По просьбе Михаила Якубовского дублирую сюда. Сразу прошу тех, кто желает постебаться и всё опошлить, перейти в другую тему и развлекаться там.
В "Одноклассниках", в группе "Братья Стругацкие. Большое откровение" был поднят вопрос: "Стругацких - даже ранних - никак не назовешь романтичными дурачками или ангажированными пропагандистами. Они рисовали свой "мир полудня" теми красками, которые были в палитре мира того времени. Они видели рядом с собой и Юрковских, и Выбегалл. Когда и что пошло не так? Почему Мир Полудня не состоялся, а совсем наоборот?"
Я ответила своими соображениями по Миру Полудня. Беру оттуда выдержки.
* * *
Это, собственно говоря, главная моя мысль насчет Стругацких. Ради этого, можно сказать, я и занимаюсь ими вот уже 30 с лишним лет.
Главное - для меня этот вопрос не стоит. Я не верю, а просто ЗНАЮ, что будущее нашего человечества - это Мир Полудня, описанный АБС. Все другие возможные варианты - лишь ответвления от него, тупики, которые временны.
И не "что-то пошло не так". Всё идет так. Недаром АБС "назначили" 22-й век. И не начало, а полдень, т.е. середину 22-го века... Может, конечно, это будет не в 22-м веке, а в 25-м... Но оно будет, другого пути у человечества нет.
Недаром Черняховский назвал АБС великими мыслителями, философами 20-го века. Если читать не только их произведения в конечном варианте, но и их черновики, наброски и замыслы, а также внимательно изучать их статьи и интервью, то видно, что система Полудня ими не просто придумана "мир, в котором хочется жить", а основана на строгих и проверенных правилах, на законах, которые они же сами придумали и развили.
Если интересно, я постараюсь перечислить эти законы Полудня и мы поговорим об их реализации. (Собственно, моя работа - выдать на гора всё, написанное Стругацкими, - и должна служить тому, что кто-то из современных мыслителей или хотя бы видных публицистов заинтересовался этим вопросом и развил... и донес до человечества их мысли - разжеванными, систематичными...) Увы, "я не говорец, не речевик", а уж тем более не публицист. Заранее прошу прощения за свою неспособность кратко и ясно излагать свои мысли.
* * *
Итак, как работает система Полудня.
В краткой форме это есть человечество, где КАЖДЫЙ индивид, воспитанный по Теории Высокого Воспитания, свободно занимается только творческим трудом.
Сама Теория Высокого Воспитания состоит из двух главных задач:
1) вырастить каждого ребенка ВОСПИТАННЫМ (что закладывается в это понятие - поясню ниже),
2) в каждом ребенке открыть и развить его талант - ту отрасль науки-культуры-производства, в которой он мог бы успешно творить (на радость себе и во благо общества).
При этом соблюдаются постулаты человеческого индивида, а именно:
1) каждый человек всегда хочет больше, чем у него есть,
2) жизнь человеческая не противоречит жизни животной, то есть сохраняются и служат во благо три главных инстинкта, привнесенные из животного мира, а именно: сохранение себя, сохранение своего рода, лидерство ("кто главный бабуин").
* * *
Почему нестабильно и конечно существующее ныне общество потребления?
Хотеть больше в нынешнем обществе - это иметь и потреблять все больше и больше еды, вещей, машин, домов, развлечений. Обеспечить это всё каждому человеку на Планете невозможно (ресурсов не хватит), но не только в этом дело. Человек быстро пресыщается. Т.е. потребление конечно. Нельзя не переставая кушать - лопнет желудок. Нельзя бесконечно смотреть любимые сериалы - они наскучат. Нельзя постоянно где-то путешествовать, чтобы увидеть что-то новое, - надоест. Но из-за культа потребления человек требует себе много лишнего и ненужного. А это - и расходы на все человечество, и истощение земных ресурсов. Причем заметьте - имея пять машин и три яхты (или имея 10 роскошных домов во всех концах земного шарика) одновременно их использовать (потреблять) одному человеку никак невозможно. Как говорится, одной попой можно сидеть только на одном стуле (кресле, автомобильном сиденье).

А когда человек пресыщается (когда ему позволено всё и у него есть всё), он обычно кончает жизнь самоубийством (специальным или случайным - жизнь пресна, хочется перчику, и начинают испытывать страх смерти... ну, чтобы хоть что-то почувствовать).

Совершенно другой результат получается, если для человека главное - это творческий труд. Кто хоть однажды что-то создавал из небытия (стихотворение, картину, механизм какой-то, формулу, даже какую-то винтажную уникальную вещицу), тот помнит стремление "создать поскорее" и восторг от созданного... И сразу - а что бы еще такого придумать для такого вот - радостного и всепоглощающего - творческого труда?

Здесь пресыщения не бывает.

Если выражаться аллегорически, человека создал бог по образу и подобию своему. Чем знаменит бог? Тем, что он создал мир и человека из небытия. А раз "по образу и подобию", то и человек должен хотеть сам создавать что-то из небытия...

Сейчас настоящим творческим трудом занимается... ну, предположим, 1% населения (хотя на самом деле, думаю, что еще меньше). Чем занимаются остальные? Они делают однообразную работу. Которую вполне могли бы делать роботы. Но государствам это пока не нужно. Ибо человеческий труд стоит дешевле, чем создать, пустить в массовое производство и обеспечивать энергией и расходным материалом роботов. Но если какое-то государство когда-то, на каком-то этапе развития своего, поймет, что используя так человека, оно забивает микроскопом гвозди...

Роботы делают однообразную работу. Ремонтируют этих роботов тоже не люди - роботы-ремонтники. А человек только разбирается в сложных случаях и придумывает-изобретает дополнения к программе робота-ремонтника, чтобы он учитывал и такие случаи... А это уже (придумывает-изобретает) - творческий труд.

Как пример - в единичном случае легче нанять сторожа, чем поставить электронную охранную систему. Но когда это массово и повсеместно - постепенно сторожа заменяются электроникой. Потому что стало выгоднее купить электронику, чем платить зарплату сторожам.

Вы представляете, какими семимильными скачками устремится вперед человечество, если не эта несчастная доля процента начнет что-то изобретать и создавать, а все сто?

Открыть и развить в ребенке его главный талант... Аксиома у Стругацких - каждый человек в чем-то, да талантлив. К чему-то у каждого человека есть призвание. Просто иногда (очень редко, единичные случаи) человеку СЛУЧАЙНО везет и он открывает в себе этот талант, а обычно - эти скрытые таланты так и не обнаруживаются (или, не направленные должным образом, приобретают уродливые формы... Вилкой можно легко и красиво кушать, а можно и человека убить).

Сейчас это все развито в малой степени. Есть уже школьные психологи, которые на основе тестов и прочего определяют, к чему у ребенка склонность... Но если это будет делать КАЖДЫЙ и НАСТОЯЩИЙ учитель? И не только определить, но и развить, дать толчок, направить в нужное русло...

Старшеклассники в Мире Полудня занимаются своими любимыми дисциплинами с первейшими и успешнейшими творцами в этой области. (Этого нет в окончательных вариантах, но в черновом варианте об этом сказано.) Сейчас это распространено только единично... Ну, как "Сириус" в Сочи. Или, как я читала, что в Израиле вдруг поветрие среди людей с учеными степенями - идти преподавать в школы. Там бум сейчас такой, в учителя - конкурс!

Дальше будет о воспитании. О рамках, которые устанавливает государство, и рамках, которые внутри человека. Рамках поведения. О человеческих инстинктах. И о том, что будет в Мире Полудня движущей силой - чем человек будет гордиться, в чем будет стимул его труда, когда не будет денег и все материальные блага будут доступны каждому.

Что есть этические нормы, моральные нормы, какие-то правила поведения человека в современном обществе? Это те рамки, которые устанавливает государство (выйдешь за эту рамку - будет тебе наказание). Только государственные рамки внешние (человеку тесно в них, он чувствует себя несвободным), а внутренние - это норма поведения для человека, он к ним привык, сжился, для него они - часть его самого. Постепенный переход внешних рамок во внутренние - это и есть переход от коллектива людей государства к коллективу людей свободных, но Воспитанных. Теорией Высокого Воспитания.

Воспитать людей в духе коллективизма, поддержки... Чтобы не просто - как с тобой поступают окружающие, так и ты с ними, а... Чтобы каждый ребенок на Земле - это твой ребенок... во всяком случае, отношение к нему как к своему. И каждый человек старшего поколения - как твой родитель. И чтобы на самом деле "друг, товарищ и брат"...

Ты не можешь пройти мимо любого плачущего ребенка - обязательно помочь. Даже не мысль, это на уровне приобретенного инстинкта.

Ты ответственен за свои поступки - до конца, на 100 процентов... "На Земле вот уже полтораста лет людей учат отвечать за свои поступки с десятилетнего возраста". Это тоже из черновика. В сценарии "Бойцовый Кот возвращается в преисподнюю". В одном из вариантов этого сценария решение, что делать с Гагом, принимают дети. Подростки. Его ровесники. Потому что только они, пообщавшись с ним, могут его понять и принять правильное решение.

Короче - воспитанный (Теорией Высокого Воспитания) человек в Мире Полудня - это норма. Со всеми положительными качествами.

Тут, конечно, есть и минусы. Как воспитанный именно так Максим начинает себя вести на Саракше? Он всем верит. Он всем пытается помочь. Он априори исходит из принципа, что человек - хороший. (В кинофильме неудача случилась не тут. Даже сценаристы не смогли описать Максима Мира Полудня, потому что социализм (каким бы он ни был) окончился. И Максим не мог прилететь из Мира Полудня. А ведь главный конфликт, главный контраст именно в нем заключен - различие в этиках Мира Полудня и Мира Саракша.)

Много споров о Полудне по поводу семьи.

Семья сейчас - это маленькое государство, которое печется о членах своих. В Мире Полудня не надо будет горбатиться, чтобы твое чадо нормально ело и нормально одевалось. И жило в подобающих условиях. Его (чадо) не надо будет защищать, ибо мир будет безопасен, и каждый его житель будет спешить прийти на помощь вашему чаду. Остается что? Остается дружба и любовь. С родителями, с братьями-сестрами, бабушками -дедушками у нас отношения - сначала просто любовь (пока мы еще маленькие), а затем - любовь и дружба. Это и есть родственные чувства. Когда ты ко всем людям относишься как к близким родственникам. А к знакомым людям - как к друзьям... А дружба или любовь будущего - это десятикратное то, что есть сейчас. Как ко второму своему "я".

В таком мире инстинкты "сохранить себя" и "сохранить свой род" распространяются на все человечество. И не противоречат общежитию, а дополняют его.

Остается еще один инстинкт. "Кто главный бабуин". Т.е. стремление человека обогнать других, быть лучше других, авторитетнее, главнее...

Денег не будет. Возможности у всех людей будут одинаковыми. Единственное, что будет отличать одного человека от другого, - это чего ты достиг в своем творческом труде. Сколько ты сделал для человечества? Насколько твой труд улучшил их жизнь?

Поэтому в Мире Полудня с почтением относятся к Горбовскому. И выдвигают таких, как Горбовский, на ведущие посты. В Мировой (Всемирный) Совет.

Я понятие инстинктов хорошо знаю - я биолог по образованию. И в данном случае говорится не о перепрограммировании инстинктов, а как раз о том, как не заставлять действовать против инстинктов, и не покоряться им, а заставлять служить на пользу человечеству. "Воевать
против законов природы - глупо. А капитулировать перед законом природы - стыдно. В конечном счете - тоже глупо. Законы природы надо изучать, а изучив, использовать".

А кстати, все ли обратили внимание, кто входит в Чрезвычайный Совет? В Совет по ЧП? "Экспедиция в преисподнюю": "Генеральный дежурный вспомнил, как кто-то из Палаты Старейшин назвал их в шутку самыми нервными в мире человеками. Вероятно, имелась в виду их необычайная чуткость на социальную угрозу. Впрочем, все они были из тех немногих в новейшие времена, из тех всего нескольких десятков тысяч, кому хоть раз в жизни привелось пережить смертельную опасность". ("Экспедиция в преисподнюю" - это сказки Мира Полудня. Не помню, кто это сказал, но сказал верно.)

Ну а после можно будет и поговорить, почему пока Мир Полудня недостижим. Что препятствует. Чего не хватает... Кстати, на меня когда-то произвела очень большое впечатление информация, что Аргентина при желании могла бы обеспечить в достаточном количестве говядиной ВЕСЬ МИР. И только страх, что упадут цены на говядину, заставляет аргентинцев притормаживать развитие животноводства...

Я не уверена, что перечислила всё - может, что-то и забыла. Но мне, после того как я четко эту систему осознала, стало легче жить. Я теперь на всю систему ценностей нынешних смотрю сквозь Мир Полудня. И на все системы политические - не из сегодняшнего дня, а оттуда - насколько они по параметрам ближе или дальше от Мира Полудня. И на людей (даже самых плохих) я теперь смотрю с сожалением - могли бы, будь их правильно воспитали бы, приносить пользу человечеству, делали бы что-то небывалое, полезное и были бы счастливы... А они даром Землю топчут... И несчастные. Злые - потому что несчастные.

Ну, Гомеостатическое Мироздание тоже мешает... Но найдутся Вечеровские, которые научатся его использовать... Найдутся и те, кто не поборется со Странниками, а договорится... Или... Вот вы обратили внимание на главную идею "Волны гасят ветер"? Появились людены, произошло так называемое Большое Откровение... И что? Человечество продолжает жить дальше. Идет своим путем. Взвился ветер - волны его погасили. Часть людей превратилась в люденов и то ли ушли вообще с Земли, то ли просто уходят-возвращаются-уходят... А человечество остается - жить и развиваться дальше.

Я не ВЕРЮ в Полдень. Я ЗНАЮ, что он будет. А верю я в науку. (...) Знать - это когда ты занимаешься наукой. А верить в науку - это верить в то, что наука в конце концов добредет до таких вершин, что и человеческую природу изменит... и нас всех когда-то воскресит (как когда-то Циолковский стал придумывать ракеты, потому что поверил в величие науки, в то, что скоро наука возьмется за воскрешение всего человечества, ранее жившего, и на Земле им будет тесно, а значит - человечеству надо будет осваивать чужие миры... и перевозить это человечество будут ракеты... ракеты строить жизненно важно! - такие мысли были у Циолковского. А не так что просто решил по космосу полетать.)

Кстати, никто не обратил внимание на то, что наука изменила направление развития не просто так, а именно по нашему хотению... Вот вспомните себя молодыми - детьми, подростками, юношами-девушками (те, кто со мной примерно одного возраста, а те, кто помоложе, просто поверьте)... Что для нас было главным голодом того времени? Чего больше всего не хватало? Информации. Интересную книжку - читали и перечитывали, потому что новое появлялось редко... Как все кидались к телевизору - мультики или фильм интересный - пусть уже и смотренный не единожды, но интересный же... как стремились к общению - и как оно было сложно, это общение, найти единомышленников, общаться письмами... междугородними телефонными звонками... А теперь? Наука стала развиваться именно в этом направлении, и, если брать только аспект информации, у нас уже наступил коммунизм. Изобилие... главное - не утонуть в этой информации...

"Берем за аксиому, что мир Полудня должен был развиться из существовавших во второй половине 20 века социальных структур". Не так. Не существовавших, а тенденций. Тогда их было две. И что самое странное - обе они вели к Миру Полудня. Социализм - через постепенное воспитание коммунистического человека, человека труда и через вовлечение в свою орбиту все новых и новых государств. Т.е. через массовость. И капитализм - через Островную Империю. Может показаться странным - Островная Империя и Мир Полудня... Однако же, представьте себе Островную Империю, которая окраинами своими завоевала весь мир и теперь ощетиниваться и завоевывать некого...
Previous post Next post
Up