Преамбула.
Материал я нашла и подготовила давно, но очень долго не могла заставить себя его оформить и выложить в сеть - опыт сетевых дискуссий показал, что люди, чаще всего, читает не то что написано, а то что они думают.
Поэтому большая просьба. Этот пост просто рассказывает о процедуре проведения ЕГЭ. Здесь я не даю оценку самой системе ЕГЭ. Более того, как человек, принимавший участие в проверке ЕГЭ, и зная отношение общества в целом, я с трудом удержалась, чтобы не представить все в розовом цвете. Соответственно, скоро повешу пост, в котором можно будет изливать свой яд по поводу недостатков ЕГЭ, там и высказывайтесь.
Комментарии. Если я упустила и не разобрала какой-то вопрос и вы просите его осветить, то, возможно, я не буду отвечать в комментарии, а добавлю в исходный пост. Сообщение об этом вы получите.
Скорее всего, для повышения грамотности населения пост стоит рекламировать, не стесняйтесь давать ссылку.
И последнее. Пост я пишу на основе СВОИХ впечатлений и нормативных документов.
Нормативку можно посмотреть
здесь. портал поддержки экзамена или
здесь. Там же можно найти статистику о сдаче экзамена.
Федеральный институт педагогических измеренийТерминология
ЕГЭ - единый государственный экзамен
Пункт проведения (ППЭ) - место, где люди пишут экзамен
КИМ - контрольно-измерительный материал
первичный балл - балл, полученный конкретным участником за решение соответствующего задания
тестовый балл - число, которое ему присваивается в результате шкалирования
шкалирование - процедура перевода первичных баллов в тестовые.
Цель ЕГЭ
Проверить знания школьников по единой для всей страны методике. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы,
б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года в регионах по решению местных органов управления образованием с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в ВУЗы этих регионов, а также некоторые другие, также засчитывающие результаты ЕГЭ.
Кто сдает
На данный момент сдают:
выпускники 11 (12) классов,
поступающие в ВУЗ или ссуз, если они не сдавали раньше и/или их сертификат уже не действителен
Перспектива ЕГЭ
существует тенденция ,что к сдачи ЕГЭ будут привлекаться выпускники 4 класса и 9 класса. Когда и как это будет еще неизвестно. В некоторых регионах 9 классы уже сдавали ЕГЭ. Про 4 классы я такого не слышала.
Сколько времени действителен сертификат
С этого года сертификат действителен 2 года. Насколько я помню существует исключение - если ребенок сдавал ЕГЭ, но сразу после школы попал в армию, то его сертификат действителен 3 года.
Подделки сертификата
Да, наш народ хитер на выдумки, поэтому не исключено, что появится/появились подделки. На данный момент создается единая база выданных сертификатов, поэтому ВУЗ или ссуз сможет проверить подлинность. Также база будет содержать сведения о получивших сертификат и поступивших учениках. Также ФБС будет содержать информацию о недействительных аттестатах о среднем (полном) общем образовании и списки победителей (призеров) Всероссийской олимпиады школьников в 2004-2006 годах. Напомним, что для последних законом «Об образовании»предусмотрено внеконкурсное поступление на факультеты соответствующего олимпиаде профиля. Планируется, что с 2009 года федеральная база будет выдавать запрос о подлинности свидетельств ЕГЭ, полученных за два года. Таким образом, закрепляется право выпускника выбрать свидетельство с наилучшими результатами, сданными в год поступления и предыдущий год.
Кто составляет задания
Существует Федеральный институт педагогических измерений. Приоритетным направлением деятельности института является создание и апробация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ. В целях реализации этого направления в ФИПИ созданы Федеральные предметные комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по 13 учебным предметам и 11 Научно-методических советов по предметам.
Конкурс разработчиков
Ежегодно ФИПИ проводит конкурс разработчиков. Это означает, что любой человек может принять участие в этом конкурсе и предложить свои задания для ЕГЭ. По каждому предмету разрабатывается спецификация для заданий и в плане этой спецификации можно придумывать задания. Если ваши задания пройдут конкурс, то их записывают в федеральный банк заданий и они могут встретится на экзамене. Кстати, скоро должны объявить очередной конкурс. Сайт приведен выше в ссылках.
Процедура проведения экзамена
Желающие сдать экзамен приходят в пункт проведения, пишут экзамен, потом все экзаменационные листки увозят в пункт проверки, непосредственно проверка, проверенные материалы отсылают в Москву, еще одна проверка, обработка результатов, выдача сертификатов.
По каким предметам можно сдать ЕГЭ
русский язык
математика
история России,
физика
химия,
обществознание
география,
биология,
литература
иностранные языки
По каким предметам обязательна сдача ЕГЭ
Каждый год в каждом регионе России решается этот вопрос отдельно.
Достаточно ли для поступления в ВУЗ ЕГЭ
Нельзя ответить однозначно. Для начала: большинство ВУЗов принимает результаты ЕГЭ. Но некоторым ВУЗам дано право устанавливать свои дополнительные экзамены. Каждый год список ВУЗов с дополнительными будет переутверждаться.
Во-вторых, даже если ВУЗ принимает только по результатам ЕГЭ, то вполне возможно, что некоторые дети не пройдут по конкурсу.
Что надо с собой иметь при сдаче экзамена
Паспорт - обязательно. Ручку. Желательно черного цвета. На сколько я помню желательно именно гелиевую, но тут не буду утверждать точно.
Что нельзя с собой проносить на экзамен
Все зависит от конкретного экзамена. Например, на математику нельзя приносить калькулятор, а на физику и химию он обязателен. Вода - все зависит от требований конкретного пункта.
Что точно нельзя: программируемый калькулятор, КПК, ноутбуки, средства связи, шпаргалки.
Что из себя представляет КИМ
КИМ - контрольно-измерительный материал. Чаще всего, лист формата А3 на котором даны задание и приведены некоторые правила, если это необходимо. Например, по математике там могут быть указаны некоторые формулы, по химии таблица Менделеева.
Что делать если ребенок заболел в день экзамена
Существуют резервные дни в которые можно сдать экзамен. Более того, каждый год обычно 2 волны: в конце мая- начале июня и в середине июля.
Обязательна справка подтверждающая уважительную причину.
Сколько времени длится экзамен
В начале примерно полчаса дается на решение организационных проблем: рассаживание детей, заполнение бланков, получение КИМов.
Далее, для всех предметов, кроме иностранного языка дается 160 минут. Для иностранного языка дополнительно добавляется время для устного экзамена.
Может ли ребенок уйти раньше, если он решил все/не решил ничего
Да. конечно. Никто насильно держать не будет.
Черновики
В первых годах проведения ЕГЭ дети были сильно ограничены в количестве черновиков. Сейчас их выдают в достаточном объеме.
Может ли ребенок, если не успел переписать задание поставить ссылку на черновик
Поставить-то он может, но по-моему черновики никто не смотрит и задания останутся не проверенными. По крайней мере, проверяющие не имеют доступ к черновикам.
Кто может присутствовать на экзамене
Запрещено присутствовать на экзамене предметникам и учителям по родственным предметам. Запрещено родителям.
Можно учителям, помогающим организовывать и проводить экзамен. Членам наблюдательного совета. Общественным наблюдателям.
Может ли ребенок выходить из помещения где проходит экзамен
С одной стороны, запрещено. с другой стороны, в туалет ребенок может выйти. С туалетом на самом деле все сложно. По идее, одновременно может выходить только один ребенок из аудитории и обязательно в сопровождении организатора того же пола. Организатор следит за тем, что ребенок действительно пошел в туалет, а не получать помощь. Также организатор должен проследить за тем, чтобы ребенок не пользовался шпаргалками и сотовыми телефонами. На практике, чаще всего, это не выполняется. Ребенок иногда в некоторых пунктах проведения экзамена может позвонить и получить помощь. Но уж точно ребенок не может проторчать весь экзамен в туалете и решить все по телефону.
Что происходит после того как истекло время экзамена
Все работы собираются и очень быстро везутся в центр проверки. Для каждого пункта проведения существует очень жесткий норматив по времени и горе тем, кто в него не уложится. Результаты этого пункта вполне могут признать недействительным и детям придется переписывать экзамен.
Сколько всего заданий
По разным предметам разное количество заданий
Части экзамена
Задания типа А (задания с выбором ответа) предполагают выбор одного ответа (номера ответа) из группы предложенных вариантов ответов
Задания типа В (задания с кратким ответом) предполагают ответ в виде набора символов (цифр или букв)
Задания типа С (задания с развернутым ответом) предполагают произвольную запись развернутого ответа на задание
Для иностранного языка предполагается еще и часть Д - устное говорение
Шифрование
После того как экзаменационные работы привезли в центр проверки, то их сразу шифруют. Работе присваивается по-моему 10-значный шифр. Результаты шифровки, чаще всего, никто не знает. Т.е. я не могу отвечать за всех, но по-моему, даже председатель комиссии не может легко сказать кому принадлежит та или иная работа.
Следующая стадия
Сканирование материалов. Материалы сканируются уже в зашифрованном виде. Распознавание происходит с помощью
этой программы Кто проверяет ЕГЭ и сколько таких людей
Для проверки ЕГЭ каждый год формируется отдельная комиссия по каждому предмету. От каждой школы в регионе посылается 1-2 человека, некоторые профильные вузы также включают в комиссию своих преподавателей. Суммарное количество людей не регулируется, общее количество проверяющих зависит от размеров области и региона. Примерно на каждые 10 тыс. работ приходится 70-100 проверяющих.
Из кого состоит комиссия
председатель. Проходит обязательное обучение в федеральном центре.
Группа экспертов, имеющих право на третью проверку. Я их буду по привычке называть консультантами. По возможности их количество определяется так - сколько заданий С, столько и консультантов. Может и больше. Но не намного. Их число не должно по нормативным документам превышать 25 % от общего количества проверяющих.
Эксперты.
Из чего стоит работа комиссии
Через пару часов после того как в регионе начался экзамен, консультанты получают все основные виды КИМов и разбирают задачи, участвующие в экзамене. Они их прорешивают, определяют корректность и основные пункты в решении. при этом они полагаются на обязательный бланк оценки экзамена и свое собственное мнение.
После того как консультанты провели такую работу, то они проводят текущее обучение экспертов. Как это выглядит. Всех экспертов делят на несколько аудиторий. После этого, консультант, отвечающий за данный тип примеров проводит мастер-класс по решению. Он показывает основные методы решения данного примера, разбирает основные отправные точки в решении. Тут же определяется за что и как будет или не будет снижаться оценка. При этом существует нормативный материал по оценке таких примеров и сильно отступать от него нельзя. Т.е. не получится, что в одном регионе решили за полрешения ставить 3 балла, а в другом 2. Председатель комиссии должен в обязательном порядке указать все отступления и в дальнейшем нормативный материал улучшается.
После проведения обучения решаются организационные вопросы: во сколько смен будет идти проверка, кто в какую смену работает и так далее.
Если проверяющий не прошел текущее обучение, то он не допускается к проверке. Исключения, конечно, есть, но это именно исключения.
Компьютерная проверка части А в региональном центре
Бланк ответов сканируется и распознается. Поэтому желательно писать разборчиво и четко. Если распознавание не может быть проведено, то технический работник, глядя на экран монитора (доступа к бумажной версии у него нет) пытается решить какую цифру ребенок написал. И как он решит, то так и поставит. Вернее, в части А ребенок отмечает галочкой нужное поле. Исправления запрещены.
Часть Б в региональном центре
Тоже самое, что и часть А
Кто проверяет дальше
Части А и Б отсылаются в федеральный центр. Там компьютерно определяется правильно или нет. На региональном уровне нет ни доступа к этой проверке, ни знания правильных ответов. Может в дальнейшем и передадут эту часть в региональные центры, но вряд ли.
Проверка части С
Часть С в обязательном порядке проверяют 2 человека. Независимо. Ни один эксперт не знает кому попадется на вторую проверку. Более того, он не знает, кто проверяет в первый раз, а кто во второй.
Часто бывает так, что работу проверяет один человек из утренней смены и один человек из другой смены. Но бывает и так, что работу проверяют два человека, сидящих за соседними столами.
На что опираются при проверке
Для каждого типа заданий выдается нормативный листок оценки. В нем приведено решение и указаны основные точки. Так же приведена шкала за что и как ставиться оценки. Оценка ставится с учетом этого норматива и проведенного обучения.
Что будет ,если оценки различаются
Тогда работа попадет на третью проверку к консультанту и председателю предметной комиссии. Рейтинг экспертов, которые дали несовпадающие оценки упадет.
Зачем нужен рейтинг экспертов и как его узнать
Узнать никак. Это сугубо внутренняя информация. Для абитуриента она никак не нужна и ни на что не влияет. Рейтинг экспертов показывает сколько работ проверил тот или ной человек, сколько у него не совпадений. Рейтинг влияет только на количество работ, которые ему могут ЕЩЕ дать для проверки. Т.е. если рейтинг высокий, то человека могут попросить задержаться и проверить еще работ, в то время как человека с низкий рейтингом могут отправить домой.
Бывают ли некорректные задания
Сложный вопрос. Совесть требует ответить, что да бывают. Часто? Нет, не часто. Т.е на все задания для текущей волны ЕГЭ бывает не более 1-2 некорректных заданий. При этом они могут встречаться в разных вариантах. Т.е. у одного все нормально, а у соседа одно задание может быть некорректным. С каждым годом количество некорректных заданий снижается. В последние года я не слышала, чтобы вообще о них говорили. Не забываем, что пока это был эксперимент и задания оттачивались
Где можно посмотреть задания
Существуют в сети демонстрационные варианты. Сайт указала выше.
В федеральном центре проверки
Проверяются задания части А и Б, принимаются к сведению часть С. Обрабатываются результаты, шкалируются, переводятся в другую систему и оформляются сертификаты.
Шкалирование результатов
Каждый год экзамен пишут разные дети и с разными возможностями. Поэтому, задания имеют разные вес. Т.е. 30 баллов можно набрать решив кучу простых заданий или несколько сложных, но в оценке 30 баллов этого не видно. Поэтому, после того как все работы проверены оценивают сколько процентов детей по всей стране решили задание А1, А2... и так до последнего. После этого каждому первоначальному баллу присваивается какой-то коэффициент сложности. В зависимости от того насколько много детей это задание решили. Решили все, коэффициент 1, решили 75 % коэффициент 1,2, решили 50 % коэффициент 1,5, решил 1 % коэффициент 10. В данном случае, проценты и коэффициент приведены вымышленные. Я знаю технологию, но не знаю точных коэффициентов для каждого задания. Более того, после каждой сдачи эти коэффициенты меняются.
Зачем нужно шкалирование
во-первых, эта процедура позволяет наглядно представить результаты ребенка (что Вам скажет оценка 31 балл из 42? гораздо меньше, чем 95 из 100)
во-вторых, эта система позволяет выделить детей ,которые решили более сложные задания и наградить их.
Сколько всего заданий и их типов
По каждому предмету по-разному. Для каждого задания А1, А2...Б1... С1... составляется 5-7 примеров. Т.е. они направлены на одно и тоже, но сами примеры отличаются. Поэтому, можно считать, что каждому ребенку достается уникальный билет. Да, у него может совпадать 1-2 примера с соседями, но все остальное разное. Сейчас может и больше типов, я не курсе на данный момент. Раньше было 5-7.
Отличаются ли задания для разных регионов
Не знаю. Не думаю, что уж сильно отличаются. Другое дело вариабельность самих примеров.
Апелляция
Если ребенок неудовлетворен результатами ЕГЭ , то он может подать апелляцию. Если он действительно докажет свою правоту, то его оценку пересчитают.
Сколько баллов надо набирать. Обязательно ли набрать более 85 баллов?
100 баллов это идеал. Это великолепный, восхитительные знания у ребенка. Каждый год в масштабах страны набирается около 100 детей, которые написали на 100 баллов по предмету. Бывают уникальные дети, которые набрали более 270 баллов по 3 предметам, но таких детей еще меньше. Это уникумы. Это те самые детки, которые должны получать действительно золотую медаль, а не то во что она сейчас превратилась. Поэтому баллов надо набрать столько сколько ребенок действительно заслуживает.
Бывают ли в ЕГЭ задания не из школьной программы?
Нет, не бывает. Все задания, которые участвуют в ЕГЭ должны обязательно пройти экспертизу на соответствие стандарту школьной программы.
Во всех ли школах и классах дают полноценную подготовку к ЕГЭ?
Нет, не во всех, далеко не во всех. Есть разные причины. Для начала нельзя сравнить на данный момент специализированную школу при университете в крупном городе и школу в сельской глубинке. Пока все-таки очень разный уровень преподавания. Одна из задач ЕГЭ постепенно выровнять уровень преподавания, а для этого надо знать кому и как стремится. Вторая причина - наличие профильных классов. Нет никаких оснований предполагать, что все дети из гуманитарного класса напишут тест по математике, физике, химии так же высоко как и дети из профильных классов по этим предметам. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, учась не в профильном классе написал ЕГЭ на очень высокую отметку, то начните подготовку заранее.
Я в школе имел по предмету 5, но за тест получил 3. Меня засудили?
Хм, школьная оценка весьма мало отражает реальные знания ученика. ЕГЭ способствует тому, чтобы всех детей в стране оценили по одному стандарту. Поэтому оценка по ЕГЭ более-менее отражает реальные знания ученика.
P.S. Если у вас есть вопросы, то пишите, отвечу. Если хотите поругать ЕГЭ, не смотря на мою просьбу в начале поста, то это можно сделать
вот здесь