Лев бодхисаттвы Мондзю

Aug 23, 2010 23:02


Бодхисаттва Мондзю (文殊, санскр. Манджушри) воплощает мудрость будды. Его изображают с мечом мудрости, что рассекает любые заблуждения, и со свитком. Мондзю покровительствует всем, кто осваивает Закон-Дхарму, учится читать или переписывать буддийские книги, - а также всем, кто сдаёт экзамены, и тем, кто учится каллиграфии. Кроме того, он - покровитель женщин, ведь в «Лотосовой сутре» именно в разговоре с ним достигает просветления Девочка-Дракон. Мондзю и самого иногда называют «Матерью будд» - потому что все они родятся из лона Дхармы.

Манджушри появляется во многих сутрах, не просто как спутник Будды, но ещё и как его вдумчивый ученик. В этом он похож на таких учеников, как Шарипутра или Ананда, - только, в отличие от них, он ещё и бодхисаттва, сострадательный подвижник.

Величание Мондзю - «Голос Дхармы». Мощь буддийской проповеди часто уподобляют рыку льва; скорее всего, поэтому Мондзю изображают верхом на льве или в сопровождении льва.


 Печатная картинка: Мондзю на льве. XVII век.



Будда Шакьямуни, бодхисаттвы Фугэн (со слоном) и Мондзю (со львом). Картина из храма То:ко:дзи (東光寺), префектура Ямагути. XVI в.


Мандала Манджушри с восемью знаками. Из восьми слогов состоит мантра, заклятие Манджушри, помогающее от восьми несчастий. Здесь каждому слогу соответствует отдельное изображение бодхисаттвы (八字文殊, Хатидзи-мондзю).

Как и у других бодхисаттв, у Мондзю есть своя «Чистая земля». У Каннон это остров Фудараку далеко в море, у Дзидзо: - адские «подземные темницы», а у Мондзю - место вполне доступное для паломничества в нашем мире: это горы Утайшань в Китае (五臺山, они же Цинляншань淸涼山). В Японии почитание Манджушри распространилось после того, как на острова вернулся монах Эннин (円仁, 794-864) побывавший на Утайшань в 830-х - 840-х гг.

Часто Мондзю появляется с четырьмя спутниками (四眷属, сикэндзоку): такие изваяния или картины называются «пятеричными изображениями Мондзю» (文殊五尊像, Мондзю госондзо:).



Мондзю с четырьмя спутниками из храма Тю:сондзи中尊寺 (префектура Иватэ), XII в.

Вот кто эти четыре спутника:

Юноша - Доброе Достояние 善財, яп. Дзэндзай, санскр. Судхана - действующее лицо «Сутры цветочного убранства», обошедший пятьдесят три учителя, начиная с Мондзю, в поисках наставлений.

Зрелый муж (ведёт льва на поводке) - Царь Удаяна 優填王, яп. Утэнно: - о нём есть отдельные две сутры, это он первым изваял статую Будды, чтобы меньше тосковать в разлуке с Учителем. (А познакомился он с Буддой так: придворные оклеветали его жену, царь в гневе трижды выстрелил в неё из лука - и трижды стрела развернулась в полёте и вернулась обратно. Царь удивился, царица объяснила, что её защищает Учение Будды, Удаяна немедленно собрался и отправился, чтобы встретиться с чудесным наставником. И тоже стал его последователем.)

Старик - Старец Победитель 最勝老人, яп. Сайсё: ро:нин - кит. Цзуйшэн-лаожэнь, бессмертный, обитающий в горах Утайшань.

Монах - Буддхапали или Буддхапалита 仏陀波利, яп. Буцудахари, родом из Кашмира, жил в VII в.: этот монах искал встречи с бодхисаттвой Манджушри и отправился в горы Утайшань. По дороге в Китай ему явился величественный старец (то ли Старец-Победитель, то ли сам Манджушри) и сказал, что Буддхапали нужно взять с собою "Сутру победоносных заклятий головы Будды" (仏頂最勝陀羅尼経, «Буцутё: сайсё: дарани-кё:»). Так что монах вернулся в Индию, раздобыл там эту сутру и уже с нею благополучно достиг Утайшань

Там все четверо и встретились, и с тех пор помогают паломникам, идущим в Чистую землю Манджушри.

(По ссылкам - их скульптурные портреты конца XIII в. с сайта Токийского национального музея. А такой там сам Мондзю.)

Эта же компания иногда появляется под названием «Манджушри переправляется через море» (渡海文殊, токай Мондзю) - из Индии в Китай, а потом и в Японию..



Изваяния из храма Сайдайдзи西大寺 в Нара. 1302 г.

В школе Тэндай Манджушри почитается как покровитель трапезной и кухни. Это обыкновение восходит ещё к Сайтё:, основателю школы. Он считал: если монахи подвижничают как бодхисаттвы (а так они и должны поступать в Японии), то почитаемым главой общины, покровителем обряда монашеского посвящения, у них должен быть Манджушри, а не Пиндола (賓頭盧яп. Биндзуру) - ученик Будды Шакьямуни более других преуспевший в освоении общинного устава. И если в старых храмах в трапезном зале устанавливали изваяние Биндзуру, то в школе Тэндай - Мондзю.



Современные изваяния Мондзю. Улыбки у львов - совершенно чеширские…

В 1979 г. в префектуре Фукуи запустили два ядерных реактора и назвали их, соответственно, «Мондзю» и «Фугэн». Буддисты протестовали, считая это поношением Дхармы. 8.декабря 1995 г. «Мондзю» временно вышел из строя. Занятно, что на этот день приходится праздник - годовщина просветления Будды…


звери, японское, буддизм

Previous post Next post
Up