![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9299/442378.66/0_cc716_da416ef3_L.jpg )
Илья Эренбург был не только писателем, но и увлечённым фотографом. В книге «Мой Париж», вышедшей в 1933 году, текст -ну, добротный, но ничем не выдающийся текст, Эренбург как Эренбург. А вот снимки межвоенного Парижа очень хороши. Не так давно книгу эту переиздали, но маленьким тиражом и по изрядной цене. Так что мы потихоньку будем выкладывать снимки из первого издания. Осторожно, снимки под катом в основном большие.
Снимал Эренбург «скрытой камерой», так что в сборнике много портретов - и, пожалуй, это лучшие кадры.
«У “Лейки” - боковой видоискатель. Он построен по принципу перископа. Я снимал под углом в 45 градусов. Я говорю об этом не краснея - у писателя свои понятия о честности. Мы всю жизнь только и делаем, что заглядываем в чужие окна и подслушиваем у чужих дверей - таково ремесло».
В книге Эренбурга - тридцать три тематических главки, все разного размера. В одной - дюжина фотографий, в другой - единственная. Отбор - подчёркнуто личный, чтобы получился именно «его Париж»: глава «Скамейки» включает более десятка снимков, а «Эйфелевой башне» достался всего один - не больше чем, скажем, «Писсуарам».
Первая большая главка - «Его возраст»: «Париж нестерпимо стар. Он задыхается среди исторических воспоминаний, как среди семейных сувениров. Молодят его только ветер с Ламанша и косметика.»
«Это обыкновенная парижская стена. Возле неё сидела старуха. Имелись и дети. Дети были, разумеется, ничуть не моложе старухи. Они могли бы в точности изложить, что такое добродетель и в какой лавке выгодней покупать леденцы.»
Следующая главка - «Сена». «Вне Парижа Сена просто река, обыкновенная французская река, скорее живописная, нежели судоходная. В Париже Сена необходимая душевная подробность; без неё нельзя себе представить ни истории этого города, ни биографии его обитателей».
(Продолжение будет)