От 1950 года уцелела подшивка за второе полугодие. Очень любопытно сравнить с
номерами шестилетней давности - тем более, что и те, и другие вполне могли прийтись на одного и того же подписчика. Журнал стал толще, 64 страницы на номер, причём без сдвоенных-строенных номеров; бумага немного получше. По-прежнему чёрно-белый с цветными обложками и вклейками (сплошь цветным он стал только к 1968 году). Но интереснее изменения в содержании по сравнению с 1944 годом.
Первое, что бросается в глаза: пять лет как кончилась Отечественная война, но она уже почти не упоминается. За полгода ей не посвящено ни одного очерка, ни одного рассказа, не говоря о повестях, два стихотворение (одно, о Зое Космодемьянской, - только ради автора, Назыма Хикмета, размещено в приложении к очерку о нём). И ещё одно стихотворение - про возрождение после войны разорённой деревни. Всё. В «Пионерах» времён моего детства, через двадцать - двадцать пять лет, и двух номеров кряду не проходило без рассказа или стихотворения на тему Великой Отечественной.
Что заняло место этой темы? Совершенно однозначно - тема борьбы за мир. В каждом номере, во всех вариантах, на много полос.
За мир борются и революционные китайцы:
и ветераны французского Сопротивления - против американских и местных поджигателей войны:
и лично Назым Хикмет:
Ленин присутствует примерно в прежних объёмах, а вот Сталина стало заметно больше - кроме непременного двенадцатого номера, он мелькает тут и там. Советская девочка собирается в школу под его портретом:
Вьетнамская - вышивает ему в подарок знамя:
Юный английский борец за мир тоже начинает разговор с советским моряком со Сталина:
Не все эти упоминания на редкость малоповествовательны, а часто исчерпываются просто картинкой. Для сравнения, в 1944 году в соответствующем номере был длинный биографический очерк о детстве, юности и родине вождя. Теперь - нет, символ и символ.
Вместе с борьбою за мир резко расширилась география, охватываемая журналом. Америка - главный жупел, зато в поле зрения попадает Азия, её много, и она описывается с большой симпатией. Тем более что и прямое противостояние налицо:
Пакистанские очерки Николая Тихонова печатаются даже с продолжением, в нескольких номерах.
Англия, Франция, Китай, Вьетнам, Пакистан, Корея, соцстраны… А вот о ком нет даже упоминаний - это о Германии и Японии. Никаких.
Из Советского Союза больше всего очерков о Средней Азии и Сибири, поменьше - про Кавказ и Дальний Восток.
Довольно много очерков про народное хозяйство: промышленность представлена строительной керамикой, сельское хозяйство - мелиораторами из очерка выше и достижениями Трофима Лысенко (последний вообще герой года и друг детей - даже с первым сентября читателей поздравляет именно он).
Не забыта, впрочем, и Ленинская библиотека - подробный очерк о ней:
О науке будет отдельный разговор попозже.
Своим чередом идёт пионерская жизнь:
Включая и отдельные недостатки:
На письма читателей теперь отвечают не фронтовики, а стахановцы:
Охота, которой учили пионеров в 1944 году, теперь сохранилась только в художественных рассказах:
Зато рыбалка - достойное времяпрепровождение и непростая наука:
Третья и четвёртая страницы обложки охотно отдаются под какое-нибудь рукоделие:
Довольно регулярно идёт реклама книг:
Спортивной тематики по-прежнему очень много.
В том числе (чего раньше почти не было) - очерков о достижениях. Прежде «спорт как путь к славе» почти не рассматривался.
Но есть и просто игры на ловкость и т.п.
Послезавтра - про художественные и научно-популярные материалы из этих номеров.