О книге Г.Н. Пономарева и о месте гибели русского князя Михаила Тверского

Aug 10, 2014 17:43

8 августа в 15.00. в здании НТК "Ингушетия" состоялась презентация брошюры Г.Н. Пономарева, посвященной поиску и локализации места гибели князя Михаила Тверского,  казненного ханом Узбеком на Северном Кавказе 22 ноября 1318 года. Автор  полностью согласует свою позицию с версиями В.Б. Виноградова, Н.Д. Кодзоева и Б. Газикова по поставленному вопросу, помещающих события первой четверти 14 века  на территории равнинной части Ингушетии. Г.Н. Пономарев не скрывает этого и прямо говорит об этом в своем труде. Система рассуждений и аргументация точки зрения у всех отмеченных авторов  идентичны. Они сводятся к тому, что согласно письменных источников (Никоновская летопись, Симеоновская летопись, житие Михаила Тверского и др.)  место казни Михаила Тверского следует искать конкретно в центральной части плоскостной Ингушетии, а именно в округе Плиево-Ачалуки-Назрань. Географические ориентиры, данные в выше отмеченных русских документах, дают повод, якобы,  именно для таких заключений. О каких же ориентирах идет речь? Можно ли их идентифицировать?
В летописях отмечается, чтогибель Михаила Тверского произошла на реке Севенце, под городом Дедяковым, за рекою Терком (Тереком), за горами ясскими и черкасскими, возле врат Железных. Упоминается также река Ная, река Адежь, и златая глава Темиревой могилы.
Ясские и черкасские горы практически всеми исследователями вопроса  отождествляются с Терским и Сунженским хребтами, проходящих по территории трех современных субъектов СКФО - Северной Осетии, Ингушетии и Чечни. Этими же учеными Железные ворота однозначно связываются с Дарьяльским ущельем. Спорным же остаются другие ориентиры - р. Севенц, р. Ная, р. Адежь.
Река Севенц, на мой взгляд, как Г. Пономаревым, так и В. Виноградовым, Н. Кодзоевым и Б. Газиковым совершенно правильно сопоставляется с рекой Сунжа, так как в некоторых средневековых источниках данная река именуется как Севендж, Суюнц, Севенц, Суюндж. Попытку археолога В.Кузнецова отождествлять с рекой Севенц Камбилеевку, считаю неудачной, так как для этого нет никаких серьезных оснований. Тоже самое касается и интерпретации р. Адежь. По В. Кузнецову под р. Адежь ("горькая") следует понимать современную р. Заманкул в Северной Осетии, которая по монгольски звучит как "плохое озеро". Однако более развернутую аргументацию по данному вопросу предложили В. Виноградов, Н. Кодзоев и Б. Газиков. Ученые считают, что река Адежь в русских источниках есть ничто иное как р. Ачалуки, в Ингушетии, один из притоков которого называется "Къах-хий", т.е. "горькая вода". Напомним, что р. Ачалуки в переводе с тюркского также означает "горькая" ( тюркское "адж", "ачч"- означает "горький", "горькая").
Другой ориентир - Темырева могила, также дискуссионен. В.А. Кузнецов под Темыревой могилой понимает фундаменты не сохранившейся до наших дней погребальной конструкции около с. Заманкул в Северной Осетии. Однако сам археолог не уверен в ее датировке золотоордынским временем, чем ставит под серьезное сомнение свою теорию. Более же убедительно звучит версия В. Виноградова, Н. Кодзоева и Б. Газикова, атрибутирующих золотоордынский мавзолей Борга-Каш в Ингушетии как златая глава Темыревой Могилы русских источников.
Самая большая проблема в локализации г. Дедякова. На сей счет существуют две версии. Первая связана с городищем Верхний Джулат в Северной Осетии, которая давно археологически изучена и дает серьезную информацию о быте и культуре населения Центрального Кавказа в XII - XIV вв. Однако здесь не выявлены следы пожара 8 февраля 1278 г., который отмечен  источниками на историческом Дедякове в связи с его погромом монголами и русскими князьями в отмеченный выше период.
Версии В. Кузнецова противопоставляется мнение ингушских историков Н. Кодзоева и Б. Газикова, которые под историческим Дедяковым понимают Насыр-Кортские городища "Бур-Боарз", "Биъсаьнна-Боарз".  Однако ахиллесовой пятой данной теории является отсутствие на руках конкретных материалов 13 и 14 веков с территории вышеназванных памятников. Их пока еще нет.
Однако сам район места гибели русского князя Михаила Тверского именно на территории Ингушетии может быть очерчен достаточно четко. Так согласно источникам Михаил Тверской убит не на реке Терек (на которой, кстати, расположено городище Верхний Джулат, и которое В. Кузнецов склонен считать развалинами легендарного Дедякова),а за нее,  на реке Севенце (Сунже). Река Адежь ("горькая", протекает в районе Ачалуков), а Темырева могила есть ничто иное как мавзолей Борга-Каш, в северных окрестностях с. Плиево. То есть местом гибели Михаила Тверского является центральная часть плоскостной Ингушетии, которая может быть оконтурена современными селениями Ачалуки-Назрань-Плиево.
Г.Пономарев, соглашаясь с этой позицией, отмечает, что данное историческое событие, датируемое 22 ноября 1318 г. должно сближать и объединять Тверскую область и Республику Ингушетия. По мнению краеведа было бы не плохо, если бы города Магас и Тверь стали бы городами-побратимами, тем более что под этим существует реальная почва.
Previous post Next post
Up