У нас же был парад автобусов, приуроченный к 90-летию автобусного сообщения в Кракове (трамвай постарее будет). Хотя называли его Большим, на деле он вышел маленьким и ламповым, были представлены все модели в хронологическом порядке до самых современных и экологичных. Если вам интересна эта тема и общественный транспорт как идея, приглашаю под кат. По просьбе
kisunika разбавлю картинки историями про то, как, собственно, с этим транспортом взаимодействовать.
Немного общей теории. В Кракове очень много наземного транспорта. Прежде всего потому, что нет подземного (или почти нет, если посчитать пару станций подземного трамвая). Чтобы помочь несчастным людишкам разобраться в этом безобразии, существует гениальный сайт jakdojade.pl, который ищет идеальный маршрут по остановкам, объектам или точному адресу: показывает время в пути, пересадки и цену билета. Обычно транспорт ходит по расписанию: если написано, что автобус или трамвай отъезжают в 12.03, то так и будет скорее всего. Пробки вносят, конечно, свои коррективы в движение автобусов - трамваи чаще всего ездят по выделенным путям, поэтому только неправильно припаркованный автомобиль на улице Długa регулярно становится причиной проблем. Более того, если день прошёл без неправильно припаркованных авто, то об этом сообщают в новостях :)
Вот такое чудовище созывало людей на парад автобусов несколько недель перед.
Отдельно я любуюсь системой нумерации наших трамваев-автобусов, она очень логичная. Трамваи - двузначные и одинарные номера, автобусы - трехзначные. 1-, 2- обычные трамваи, 3- и 4-, видимо, на вырост, 5- скоростные трамваи, 6- ночные, 7- трамваи на замену во время ремонта линии, 8- праздничные маршруты (например, на День всех святых такие возят людей на кладбища). С автобусами примерно так же, только 2-- возят в пригороды за пределы I зоны, 3-- тоже в пригороды, только экспрессы, 4-- дублируют обычные маршруты, но с небольшим продлением, 5-- скоростные по городу, 6-- и 9-- ночные.
Вот это открывающие парад пани :)
Когда где-то идёт ремонт или что-то безнадежно ломается, маршруты изменяют, в расписании это отмечают желтым. Людей не оставляют без транспорта и, если ремонтируют трамвайные пути, всегда пускают автобусы на замену.
Отдельная история - остановки. Сейчас почти везде уже установлены электронные табло, которые показывают время прибытия трамвая, всякие новости про затруднения в движении и актуальную для Кракова информацию про смог. Чаще всего они работают на солнечных батареях. К сожалению, для автобусов табло не сделать :(
Трудно поверить, что когда-то в Кракове был красный транспорт.
На остановках под угрозой штрафов запрещено клеить объявления и писать гадости. А еще их моют каждый день с мылом. И я никогда раньше не задумывалась, но муж подсказал, что, возможно, это одна из причин, по которой мы тут не болеем вирусными болячками.
Так называемый «красный огурец», который летом по выходным иногда возит туристов по нулевому маршруту.
Билет можно купить либо в ларечках и магазинах с прессой, либо в билетомате на остановке, либо в билетомате внутри. В экстренных случаях - у водителя, но он продает только самые дорогие, часовые билеты. Само собой,для местных есть проездные. Они именные и с фотографией, поэтому отдать никому нельзя.
Кстати, в параде можно было поучаствовать непосредственно, на meeting point в депо с утра пораньше стягивались люди, чаще с детьми или в тематических костюмах.
Билеты стоят недешево, поэтому проездной всегда окупается, но есть разветвленная система скидок и бесплатного проезда. Билеты временные, то есть на 20, 40 или больше минут (часов, дней). Можно спокойно выходить и пересаживаться внутри этого периода. Но есть билеты на одну или две поездки. Тут уже без пересадок, но едешь, сколько хочешь.
Людей в костюмах пускали в ретро-бусы, а остальных - в более современные.
Есть еще зоны. Все пригороды (и аэропорт) находятся во второй зоне. Но там билеты не намного дороже. Просто стоит следить.
Звучит в голове песенка? А? :)
Входить можно через все двери, главное прокомпостировать билет в желтом валидаторе, так как контролеры не дремлют, а штрафы совсем не маленькие. Правда, говорят, первый раз в Кракове прощают и деньги возвращают. Но я никогда не нарушала. Мне нравится платить, понимая, за что и кому я плачу.
А потом они стали синими! И остаются такими до сих пор.
Автобусы в Кракове практически не испорчены внешней рекламой, в отличие от трамваев, но я к этому скорее позитивно отношусь, потому что это заказанная городом, а не частными компаниями. Сегодня ехала в мотивирующем трамвае, который призывал быть героем Кракова и платить налоги здесь. А ещё мне нравится заказ нашего аэропорта, который показывает разные направления вместе с авиакомпаниями, возящими туда. Такие маленькие двери в другой мир.
Я не стану вас мучить всеми фотографиями более-менее современных автобусов, а этот я люблю, поэтому не буду избегать. Он длинный и с кондиционером, а это главное.
Современные модели автобусы, Solaris или, скажем, Mercedes, ориентированы на экологию: есть и современные экономичные двигатели, и модели-гибриды, и полностью электрические, которые даже почти не шумят. Вот они.
Вообще я преподчитаю трамваи автобусам, но, к сожалению, они далеко не везде ещё, хотя Краков - это один из немногих городов, где очень активно кладут рельсы и придумывают новые маршруты, даже открыли эстакаду только для трамваев и велосипедистов. Такой у нас Краков, трамвайный, но и немного автоб сына все же. Надеюсь, вам понравился мой бестолковый рассказ. Если будет вопрос, задавайте всенепременно!