Нью-Йорк, Нью-Йорк (Synecdoche, New York)

Apr 25, 2009 01:27

СИНЕКДОХА [греч.] - вид тропа, употребление слова в переносном значении, а именно - замена слова, обозначающего известный предмет или группу предметов, словом, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет; отсюда и латинское наименование этого тропа - pars pro toto (часть взамен целого). Прим.: "родной кров" или "родной очаг" вместо "родной дом", "парус" вместо "лодка", "волна" или "волны" вместо "море". От метафоры (см.) С. отличается тем, что замещает слова на основании постоянного и реального соотношения, а не на основании сходства более или менее произвольно сближаемых явлений.


Чарли Кауфман - неординарная личность. Первый его полнометражный сценарий (Быть Джоном Малковичем) был номинирован на "Оскар". А свою вторую номинацию (Адаптация) он разделил со своим выдуманным братом. Его последний фильм выжигает мозг и хочется, что бы Кауфман вместе со своим несуществующим братом явились немдленно и ответили: "Что это, черт возьми, такое!".
Провинциальный режиссер Кейден Котар ставит в своем городишке "Смерть коммивояжера", которая тут же имеет бешенный успех и он получает грант МакАртура. В то же самое время, Кейден страдает от немыслимого количества недугов (так и не ясно, какие из них реально у него есть, а какие зародились в его голове), от него сбегает жена с дочкой, роман с рыжей билетершей Хейзел катастрофически не складывается и Кайден с головой уходит в новую работу, для чего арендует громадный ангар в Нью-Йорке и сгоняет туда кучу народа играть... жизнь? Постепенно подменяя этой созданым им мирком реальный мир.
Пересказывать хоть что-то в этом, несомненно, opus magni Кауфмана - бессмысленно. Слушатель хихикает и крутит пальцем у виска. При просмотре чувства смешиваются. Первая половина воспринимается как a la Линч-лайт (вечно горящий дом, где живет Хейзел; дистанционно пополняющийся дневник дочери и прочая), после середины начинаешь плавно по нарастающей офигевать от происходящего на экране. По сути, получился фильм, который снял режиссер, про режиссера, для режиссера. Такая очень и очень своеобразная рекурсия.
Все происходящее сначала схлопывается до приличных размеров ангара где-то в Нью-Йорке, где главный герой ставит свою безумную пьесу. А потом этот ангар начинает поглощать реальность со стремительной быстротой. Кейден нанимает актера, что бы играть самого себя. Этот актер нанимает другого актера, что в этой пьесе он играл его... И тут форма начинает превалировать над содержанием до такой степени, что к концу происходящее начинает вызывать легкое раздражение.
Я уверен, что весь происходящий сюр преисполнен тайными знаками и символами. Некоторые лежат на поверхности, до каких-то надо додуматься, а какие-то вызывают тотальное недоумение.
Перечитал написанное. Выходит сумбурно, видимо последствия фильма :) Собственно, дать какую-либо оценку "Синекдохе" очень сложно. Каждый должен составить о этом фильме свое мнение. Никакие рецензии тут не в силах хоть как-то помочь в решении "идти или не идти". Однозначно, сходить надо. Хотя бы что б посмотреть на режиссерский дебют одного из гениальнейших людей современного Голливуда.

Нью-Йорк

Previous post Next post
Up