Apr 11, 2012 23:52
Недавно в моих руках оказалась очень интереснейшая книга, автор Ислам-бек Марзоев «Осетинская феодальная знать в системе взаимодействия этнических элит Северного Кавказа». Книга произвела на меня большое впечатление, автор затрагивает темы, которые в Осетии принято, мягко говоря, умалчивать и не обсуждать. И я хотел бы привести короткие архивные данные из этой книги с моими комментариями. Они конечно расположены в хаотичном порядке, так, что не судите строго. Я лишь приведу самые на мой взгляд интересные моменты, хотя их в этой книге намного больше. Книга будет интересна выходцам из Куртатинского, Тагаурского и Дигорского ущелий. Да и любому осетину,который интересуется историей Северной Осетии.
Касательно истории меня привлек один интересный факт : «Еще в начале II в. По Р.Х., когда Южная Осетия отделилась от Северной Осетии, то феодалы Северной Осетии сохранили титул алдара за собой, а феодалы Южной Осетии приняли титул князей».
Алдар. О сословных правах горцев\\ Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1982. Т.2.с.158
Это показывает, что истории Северной Осетии и Южной две совершенно разные истории. Также автор пишет о очень тесных родственных связях северных осетин с кабардинцами, балкарцами, карачаевцами и черкесами. Также он повествует о миграции на Северном Кавказе, которая для такого маленького региона была колоссальной.
Э.М. Туганов ссылаясь на арабскую летопись «Сокровища драгоценных камней». «В ней описывается поход арабов на Кавказ под предводительством Джераха. Через 30 лет после смерти Магомета арабы из Багдада-сулеманийцы- прошли Грузию, Баб-Алан(Дарьяльское ущелье) и вышли на Северо-Кавказскую равнину. Как повествует эта летопись арабы установили здесь «свет истинной веры»,т.е. ислама. Отсюда идет название местности- Джерах,стало быть, и начало Ислама в Осетии тоже идет со времен этих арабов»
Туганов Э.М. О религиях алан\\Дарьял, 1992,№3,Владикавказ, с. 195
Это наталкивает на мысль, что аланы могли застать сподвижников и табиинов.
документ 1859 года: "Я, нижеподписавшийся, перед Алкораном Всемогущим, не имеющего себе равного Великого Бога, клянусь и обещаю, что все, о чем у меня спросят, несмотря ни на дружбу, родство, свойства, вражду, корысть и страх без притворства какой-либо стороны, без участия, прибавления и умаления и без утайки с точностью покажу и скажу самую правду, дабы на страшном суде всеобщего воскрешения пред самым Всемогущим Богом с чистым лицом возмог дать ответ в оной. Билляги, Валлаги, Таллаги, буду отвечатьпо справедливости и покажу сущую правду и истину, после каковой моей присяги целую слова Алкорана. Амин. 1859 года, октября 14 дня.
По сему клятвенному обещанию депутаты Алагирского общества принимали присягу и вместо своеручной подписи, по неумению грамоты, приложили свои имена и печати:
Юнкера: Эльзарко Макеев, Долет-Мурза Датиев - сидамонцы, Дудар Бекузаров, Эльмурза Зангиев - мизурец".
ЦГА-РСО-А.Ф. 291.Оп.1.д.7.л.18.
Этот факт свидетельствует, что в Алагирском ущелье помимо христиан, жили также мусульмане.
«В сентябре 1769 года один из самых влиятельных куртатинских алдаров Быхтын-Гирей Есиев с отрядом своих сподвижников совершил нападение на Осетинское подворье,разгромил его и избил священников. В стычке с военной командой казаков был убит брат Бахтын-Гирея. Г. Ю. Клапрот объяснил этот инцидент тем,что священник из Осетинского подворья обесчестил жену Бахтын-Гирея».
Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое 1807-1808гг.\\ИСОХНИИ.Т.ХII.С. 147-236.
Именно после этого инцидента куртатинцы не доверяли миссионерам Христианства.
«Чернь ни в том, ни в другом случае ничего не теряющая охотно склоняется на сторону той религии, которая более оказывает покровительства и менее требований. Преимущественно в горах живущие, исполняют до сих пор множество самых грубых обрядов идолопоклонства».
Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. Кн.II.СПб., 1847. С 28-29.
«В 70-х годах 18 века на Северном Кавказе развернулось движение шейха Мансура, которое было вызвано недовольством усиления влияния Русской империей в регионе. В движении шейха Мансура(1785-1791) приняли участие часть кабардинских алдаров, тагаурский алдар Ахмет Дударов, аварский хан и др. А. Дударов всячески поддерживал это военно-религиозное движение, он построил единственную в Тагаурии мечеть».
Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1952. С. 330
Тот же В.С. Толстой отмечал, что «повсюду в Кавказских горах господствуют и усиливаются магометанские обычаи»
Толстой В.С. Сказание о Северной Осетии. Владикавказ, 1997.с. 27
Официальные власти давали обещания народам Кавказа оставить в неприкосновенности их религию. В прокламации наместника Кавказа князя Воронцова М.С. сказано: «Религия ваша, шариат, адат, земля ваша, имения ваши, а также все имущество, приобретенное трудами, будет неприкосновенною вашею собственностью и останется без всякого изменения», «обещания мои,есть священны, и они как бы собственные слова моего великого государя, которые никогда не могут подлежать сомнению»(Кудашев В.Н. Исторические сведения о Кабардинском народе. Киев, 1913. С. 126.)
Все эти обещания были жесточайше нарушены.
Русское правительство, исходя из политических интересов, было крайне заинтересовано в переходе мусульманского населения Северного Кавказа в православную веру. Еще в начале 19 века правительство стало отпускать деньги «на подарки и приласкания осетинских старшин, на кресты, шнурки, иконы, холст на рубашки». В середине 19 века князь А.И. Барятинский в секретном письме ген. Евдокимову, констатируя политическую важность данной проблемы, предлагал принять ряд мер к поддержанию православия. Он писал: «Поддержание христианства и распространение его в тех племенах, которые склонны к его приятию, составляет для нас на Кавказе священный долг, но и весьма важную политическую потребность; непростительно было бы нам оставаться в бездействии оказывать равнодушие к делу христианства в то время, как исламизм, приобрел новые силы и старается оттиснуть от нас единоверцев… Я вполне уверен, что Вы не упустите из вида никаких полезных мер для поддержания и развития христианства в осетинских племенах, не подав, однако, повода мусульманам полагать, что мы преследуем их веру».
Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972.
Вот и РПЦ, точно также и в таком же режиме работает сейчас в Северной Осетии, строя в ущельях храмы, чтобы спустя поколения говорить, вот видите ваши предки были христианами. При этом заявляя, что мы Исламу не мешаем.
В начале 20 века Георгий Цаголов опубликовал статью в терских ведомостях-«Дигорские отголоски»,где с большим недоумением констатирует : «Население Горной Дигории(за исключением Донифарского прихода) числится христианским. Скорее по принуждению, чем по доброй воле, оно крестит детей, бракосочетается и погребает умерших по обрядам православия, хотя нередки бывают случаи погребения и бракосочетания по обрядам исламизма. Но в остальном, и в домашнем своем быту население Горной Дигории всецело придерживается предписаний Шариата. Дигорец-христианин, например,ежедневно совершает пятикратную молитву(намаз): в полдень (вутръ), после полудня(асръ), вечером(магрибъ), ночью(има) и утром (субхъ);совершает омовения; доскональное(гусль) и малое (вуду), а также после удовлетворения естественной потребности(истинджа),чтит пятницу, день ашура или десятый день мухаррама(день встречи Адама и Евы) и другие праздники,чтит пост Рамазан(держит «оразу»), клянется Кораном, законодательной книгой мухаммеданства и т.д. и т.п. При всем этом народ не имеет ровным счетом никаких понятий о главных догматах православной веры и его нравственном учении и т.д.
Причины такого печального явления следует искать, между прочим, и в малой степени образования и развития духовенства Горной Дигории. Причина эта разумеется временная,нужно надеяться, что с насаждением в Дигории образования священников, возвысится и религиозно-нравственное состояние дигорцев»
Цаголов Г.М. Дигорские отголоски\\ ОРФ СОИГСИ. Ф.4.Оп 1.Д.152.Л.11.
Вместе с тем Ислам привнес в осетинское общество много положительного. В осетинских мусульманских семьях женщины получили больше прав, по сравнению с христианками. Если раньше в осетинской семье дочь не имела никаких прав на отцовское наследство, то по мусульманским законам ей принадлежала определенная часть из делимого имущества.
Положительную роль Ислам сыграл в деле просвещения осетин. В мусульманских селениях были образованы школы-медресе, в которых взрослые и дети, независимо от пола, обучались арабскому языку, чтению Корана, нормам обычного и мусульманского права- адату и шариату. Это имело прогрессивное значение для населения Северной Осетии, тем более, что осетины не имели своей письменности и за редким исключением были неграмотны. Северные осетины самой первой для письменности использовали арабскую графику, потом перешли на латиницу, затем народы Северного Кавказа насильно перевели на кириллицу.
В июне 1909 года во Владикавказе из представителей мусульманской интеллигенции был создан хозяйственный комитет.
В обязанности этого комитета входило «Управление и заведование мечетью и всем приходским движимым и недвижимым имуществом, изыскание мер для увеличения средств прихода, сбор пожертвований для приходской школы, устройство спектаклей, концертов, благотворительных вечеров. Комитет был избран на пять лет. В него вошли: осетины: генерал-лейтенант Инал Кусов, полковник Индрис Шанаев, генерал-лейтенант Темир-Булат Дударов, Амурхан Туганов; кабардинец генерал-майор Джанхот Куденетов и др».
Засеева Л. Суннитская мечеть Владикавказа\\Ир,1996,№3.л.12-13
Ну и конечно одно изважнейших событий в истории Северной Осетии было переселение мусульман-осетин в единоверную Турцию, этот факт был результатом царской политики в отношении горских народов. Переселение происходило в три этапа: 1859 год- под руковоством дигорского баделята Абисалова выехало незначительное количество мухаджиров, в основном представители высших сословий со своими крепостными. Вторую волну эмиграции(1860 г.) возглавил куртатинский таубий Ахмет Цаликов. Тогда выехало 300-350 семей осетин, 90 из которых через некоторое время вернулись обратно. Третье самое крупное переселение осетин, чеченцев и др. горцев состоялось в 1865 году. Под началом тагаурского алдара Муссы Кундухова в Турцию выселилось около 5 тысяч семей. По некоторым данным, к началу 20 века в 5 вилайетах насчитывалось до 15 осетинских селений, в которых проживало до 3,5 тысяч человек. История Северо-Осетинской АССР. М., 1959.