«уже не скотоводство (как у лесных балтов и финнов), а земледелие» -- по данным археологии, охота м.б.давала больше мяса, чем скотоводство в раннеславянском обществе
Я говорю об основном продукте. Переход от подсеки к пахоте - штука сложная, там много нюансов. Были и возвратные процессы и особенно на севере. Но обратите внимание - у финно-угров подсека при господстве родовой общины и хоз. коллективов по 40-70 человек, а у новгородцев - при хуторном расселении и хоз. коллективе в 5-15 человек (большая семья). К чему бы?
«горшки вместо кринок и мисок» -- уточните, пож-та, какие конкретно типы и варианты Вы имеете в виду? Или это не Ваше наблюдение над материалом (тогда чьё)? В пражской культуре -- осн.сосуды -- горшок и сковродка, но есть немного и мисок. Сходная ситуация и в остальных культурах лесной зоны римского времени.
раннеславянские культуры - горшочные в отличии от ЗБК (мисочная) например. Горшок - неизменный спутник печи, в нем пища варится или томится. Попробуйте поставить горшок на открытый огонь - лопнет сразу. Поэтому до появления печей варили в кринках (бросали внутрь раскаленные камни). В кринках нагар изнутри, у горшков снаружи. В этом их принципиальное отличие.
Эх-эх, есть такой интересный комплекс памятников Дедиловичи-Горки в Белоруссии, там всего понамешано.
Но я о другом. Коллективные дома для балтов - обычное дело (хотя и индивидуальных полно) а славяне по крайней мере одним из корней своих уходят в лесных балтов.
Comments 49
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но у славян скотоводство уже не только как мясо-молочное. Волы (а потом и лошади) - тягловая сила, их разводят не на мясо.
Reply
Reply
Reply
В пражской культуре -- осн.сосуды -- горшок и сковродка, но есть немного и мисок. Сходная ситуация и в остальных культурах лесной зоны римского времени.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но я о другом. Коллективные дома для балтов - обычное дело (хотя и индивидуальных полно) а славяне по крайней мере одним из корней своих уходят в лесных балтов.
Reply
Leave a comment