Leave a comment

Comments 49

maoist January 14 2013, 09:02:23 UTC
Матерь божья, матриархальная родовая община...

Reply

aviculus January 14 2013, 18:10:01 UTC
... ну почему бы и не? НО ОТКУДА ТАКАЯ УВЕРЕННОСТЬ?

Reply

chingac January 14 2013, 19:02:16 UTC
Может я и погорячился. Но у ростовских мерян к примеру определенно матриархат.

Reply

maoist January 14 2013, 20:41:30 UTC
А можно чуть поподробнее насчет "определенно матриархат"?

Reply


aviculus January 14 2013, 18:00:20 UTC
«уже не скотоводство (как у лесных балтов и финнов), а земледелие» -- по данным археологии, охота м.б.давала больше мяса, чем скотоводство в раннеславянском обществе

Reply

chingac January 14 2013, 19:04:43 UTC
По данным остеологических анализов 70-95% костей домашних животных. Примерно такое же соотношение и на балтских памятниках, и у финно-угров и в ЗБК.

Reply

aviculus January 14 2013, 20:22:29 UTC
у меня другие данные для Десны и Ср.Подунавья на память приходят

Reply

chingac January 14 2013, 20:58:20 UTC
Как-то все время мелькали в археологических статьях эти цифры, вот и отложились в памяти.

Но у славян скотоводство уже не только как мясо-молочное. Волы (а потом и лошади) - тягловая сила, их разводят не на мясо.

Reply


aviculus January 14 2013, 18:02:04 UTC
«славяне от примитивного подсечного земледелия переходят к пашенному» -- этот процесс был долгий и в северной зоне завершился только с колхозами

Reply

chingac January 14 2013, 19:09:01 UTC
Я говорю об основном продукте. Переход от подсеки к пахоте - штука сложная, там много нюансов. Были и возвратные процессы и особенно на севере. Но обратите внимание - у финно-угров подсека при господстве родовой общины и хоз. коллективов по 40-70 человек, а у новгородцев - при хуторном расселении и хоз. коллективе в 5-15 человек (большая семья). К чему бы?

Reply


aviculus January 14 2013, 18:06:54 UTC
«горшки вместо кринок и мисок» -- уточните, пож-та, какие конкретно типы и варианты Вы имеете в виду? Или это не Ваше наблюдение над материалом (тогда чьё)?
В пражской культуре -- осн.сосуды -- горшок и сковродка, но есть немного и мисок. Сходная ситуация и в остальных культурах лесной зоны римского времени.

Reply

chingac January 14 2013, 19:14:07 UTC
раннеславянские культуры - горшочные в отличии от ЗБК (мисочная) например. Горшок - неизменный спутник печи, в нем пища варится или томится. Попробуйте поставить горшок на открытый огонь - лопнет сразу. Поэтому до появления печей варили в кринках (бросали внутрь раскаленные камни). В кринках нагар изнутри, у горшков снаружи. В этом их принципиальное отличие.

Reply

aviculus January 14 2013, 20:26:56 UTC
Славянство классической ЗК -- очень сомнительно. А позже-то как раз миски и исчезают.

Reply


aviculus January 14 2013, 18:08:29 UTC
«"длинным" коллективнным домам» -- что Вы имеете в виду?

Reply

chingac January 14 2013, 19:28:05 UTC
Были такие и в тушемлинской культуре и в юхновской. Длинный дом, разделенный на камеры для парной семьи по типу ирокезских.

Reply

aviculus January 14 2013, 20:28:45 UTC
Насчёт ирокезов-то я понимаю. И Тушемлю понял. Только вот опять-таки тут генетически-то не факт, что туш. и пражская к-ры связаны...

Reply

chingac January 14 2013, 20:41:55 UTC
Эх-эх, есть такой интересный комплекс памятников Дедиловичи-Горки в Белоруссии, там всего понамешано.

Но я о другом. Коллективные дома для балтов - обычное дело (хотя и индивидуальных полно) а славяне по крайней мере одним из корней своих уходят в лесных балтов.

Reply


Leave a comment

Up