Филипп Думенк
"Расследование смерти мадам Бовари" Формат пересказа знакомой истории в детектив предполагает некую "окончательную правду". Скорее всего, правду конкретного читателя. Итак, мы знаем, что волкам не стоит заговаривать с незнакомыми девочками, что же нового в этой "Мадам Бовари"?
Автор тщательно вынул из оригинала предметы и описания (а что изменил, то сам же и перечислил в послесловии, уверена, из вредности), щедро добавил секса и цинизма. Оба - как тут и были, тем более, что смотрим мы на обитателей деревни глазами молодого полицейского, а не погруженной в себя Эммы. Соль в том, что соли нет. Развратниц много, многие из них мертвы, а Эмма Бовари - одна и все еще с нами.
Так что если приспичит посмотреть новым взглядом на роман, советую
лекцию Набокова . Что хорошо, так это то, что я перечитала "Госпожу Бовари", и нашла там много смешного (одна сцена соблазнения Эммы Родольфом на сельскохозяйственной выставке чего стоит).
Джулиан Барнс
"Попугай Флобера" Это не просто биография Флобера - целых три выходит только по списку дат, на которые автор раскладывает жизнь счастливого, несчастного, и сяк-на-так человека. Скорее, это роман о биографии как жанре, а для примера взяты Флобер и "автор". Именно "автор", потому что первое лицо книги выдуманный филолог, по мере движения через главы проступающий сквозь цифры и факты все отчетливее. Замысловатая игра: читатель, писатель, и еще писатель, при этом "четвертый все время выкидывает". На мой вкус, так даже слишком замысловатая. Хотя, конечно, это Барнс, что повышает читабельность конструкции:
"..Мне жаль писателей, когда они вынуждены упоминать о женских глазах; выбор так невелик, да и при определении цвета глаз необходимо добавить еще что-нибудь банальное. У нее голубые глаза - это говорит о невинности и честности. А если черные, значит - страсть и глубокие чувства. Зеленые глаза - это вспыльчивость характера и ревность, карие - постоянство и здравый смысл. А если у нее фиолетовые глаза - это роман Раймонда Чендлера. Как же при этом не избежать целого рюкзака за плечами, набитого круглыми скобками, а в них заключено все о характере леди? У одной глаза цвета грязи; у другой меняются в зависимости от цвета контактных линз; а если он никогда не смотрел ей в глаза? Что ж, делайте свой выбор. У моей жены были зеленовато-голубые глаза и соответственно длинная история жизни. Поэтому я думаю, что писатель в моменты чистосердечных раздумий приходит к выводу о бесполезности описывать цвет глаз героини. Он неторопливо представляет себе ее характер, затем создает ее облик, а потом, очевидно под самый конец, вставляет пару стеклянных глаз в пустые глазницы. Глаза? О, конечно лучше, если у героини будут глаза, раздумывает он, устало и великодушно."