Детективный пасьянс

Mar 09, 2010 22:00



Детективы я люблю по нескольким причинам. Во-первых, за азарт погони за разгадкой. Во-вторых, за вкусное сочетание новых загадок с привычными характерами сыщиков (да, я люблю "серийные" детективы), через решение этих загадок приоткрывающихся. В третьих, за то, что порок обязательно будет наказан в финале. Если это не так, то получается уже триллер (см Ингрид Нолль vs Агата Кристи). Когда болит горло, и не знаешь, как повернуться, чтобы подышать, почему-то особенно хочется подтверждения существования справедливости. Ну и отвлечься не помешает. Поэтому на больничном я читала в основном детективы.



Дай мне руку, тьма и "Святыня" Денниса Лихейна - вторая и третья часть пока пятичастного цикла о бостонских сыщиках Кензи и Дженнаро. Любопытная смесь, как мне казалось, не поддающихся смешиванию видов детектива - нуара и истории с напарниками.

Нуар-детектив, это такой детектив, в котором действует частный сыщик, циничный, но с принципами, которые удерживают его от перехода "на темную сторону силы". Часто герой сам был в прошлом жертвой несправедливости - ложное обвинение, смерть напарника и т.д. Дела у него идут плохо, в методах он не стесняется, преступники тоже, общая атмосфера обреченности такая, что хоть топор вешай, а потом у дверей появляется красавица в беде... и все становится еще хуже.

История с напарниками - это понятно, как - "Кегни и Лейси", "Строго на Юг"... В общем, чаще встречается в телесериалах, чем в книгах, потому что в таком формате удобнее развивать отношения между партнерами. С тех пор, как Патрик Кензи в возрасте пяти лет попытался отобрать у Анжелы Дженнаро шайбу и огреб клюшкой по маковке, они крепко держатся друг за друга. Автор так трясет детективов, что только ощущение плеча рядом и позволяет им выстоять и сохранить себя.

Интрига в обоих романах в хорошем темпе раскручивается по честно оставленным читателю подсказкам, а за сыщиками интересно наблюдать, потому что у немного плохих ребят поле для маневра пошире, чем у однозначно хороших.

В "Темном аншлаге Кристофера Фаулера детективы распутывают убийства под бомбами, падающими на Лондон. Каждый день умирают десятки людей, требуется твердость принципов, чтобы искать убийцу одного единственного человека. При этом дела у отдела аномальных преступлений, как на подбор, необычные, на грани мистики, а расследование идет одновременно в двух временах - в 40-е и в 00-е. Брайант и Мэй - удачное воплощение канона напарников. Узнаваемость без копирования - верный рецепт успеха у любителей "серийных сыщиков". Асоциальный Брайант и располагающий к себе с первого взгляда Мэй, размеренное развитие следствия и густая атмосфера мистики - уговаривать не стану, но лично я уже заказала себе вторую часть - "Комната воды".

Герой очередного детектива Тонино Бенаквиста "Три красных квадрата на черном фоне" сомневается в том, что современное искусство чего-то стоит (ну, кроме денег). Днем он развешивает картины в галерее и про себя посмеивается над художниками и зрителями, а вечером живет настоящей жизнью - бильярдом. Небольшие сообщества (эмигранты в "Комедии неудачников", телесценаристы в "Саге", бильярдисты в "Трех красных квадратах..") у Бенаквисты получаются очень живо. Самое же любопытное в романе, то, за что его стоит прочитать, - это желание посетить какую-нибудь актуальную выставку, которое вполне может появиться после прочтения. Да, герой без интереса говорит об искусстве, но в определенный момент живопись и "смешанная техника" перестают быть только пространством для поиска разгадки и затрагивают героя, а вместе с ним и читателя, глубже, чем это полагается уликам. Это искра того же рода, что заставляет вглядываться в "Последний день Помпеи" или нумерованные композиции.

Айзек Азимов в своем путеводители разделил все пьесы Шекспира не на комедии и трагедии, а на английские пьесы и греческие, римские и итальянские пьесы - по источнику вдохновения. Шекспировского актера Дэвида Бликста, очевидно, привлекают последние. В его романе "Короли Вероны" действуют некоторые персонажи Шекспира, их исторически-легендарные прототипы, реальные исторические личности XIV века, включая Данте и Кан Гранде делла Скала, которого, если бы его не было на самом деле, все равно бы сочинили - не писатели, так кинематографисты. Для исторического детектива в книге не хватает... продолжения, потому что только под конец главный герой (сын Данте) подходит на роль сыщика (тут требуется не просто оказаться в сложных обстоятельствах, а обладать сильным стремлением к справедливости и средствами доискаться до истины). Если же список выдуманных и настоящих действующих лиц не читать, то будет двойная загадка.

книги, детектив

Previous post Next post
Up