начатую
в этом посте, посмотрим на книгу
"Уроки домоводства в Смольном институте. Учебные конспекты смолянки". Внутри, если вам интересно, общие сведения о мясе, овощях и пряностях, кроме того меню 10 обедов с рецептами всех блюд. Ничего такого из-за чего следовало бы бежать с книгой на кухню, надо сказать. Судя по блюдам в русском вкусе и самому факту существования, конспект относится к началу 20века. Потому как в 1850х одна из выпускниц писала про домоводство в институте следующее:
Чтобы приготовиться к скромной доле, ожидающей многих из нас в будущем, мы должны были уметь готовить кушанья. для чего существовала образцовая кухня. Девицы старшего класса, соблюдая очередь, по пяти-шести человек ходили учиться кулинарному искусству. В такие дни они не посещали даже уроков. К их приходу в кухне уже все было разложено на столе: кусок мяса, готовое тесто, картофель, в чашке, несколько корешков зелени, перец, сахар. Одна из воспитанниц должна была рубить мясо для котлет, другая толочь сахар, третья - перец, следующая мыть и чистить картофель, раскатывать тесто и разрезать его для пирожков, мыть и крошить зелень. Все это делалось воспитанницами с величайшим наслаждением. Кухня служила для нас большим развлечением; к тому же она избавляла от скучных уроков и на несколько часов от полицейского надзора классных дам. Но такие кулинарные упражнения не могли, конечно, научить стряпне и были скорее карикатурою на нее. Воспитанницы так и не видели, как приготовляют тесто, не знали. какая часть говядины лежит перед ними, не могли познакомиться и с тем. как жарят котлеты, для которых они рубили мясо. Кухарка смотрела на это как на дозволенное барышням баловство и сама ставила кушанье на плиту, опасаясь, чтобы они не обожгли себе рук или не испортили котлет; сама она возилась и около супа. Барышням она поручала толочь сахар, перец и все, что нужно было рубить и толочь, что те и производили в такт плясовой, а это заставляло смеяться и кухарку и воспитанниц. Их веселому настроению содействовало и то, что обед, приготовленный «их руками», они имели право съесть сами, а он был несравненно вкуснее, питательнее и обильнее обычного
Книга, из которой взята цитата несомненно интереснее первой - это сборник воспоминаний воспитанниц, в разное время учившихся в разных институтах. Открывается
"Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц" записками питомицы первого выпуска Смольного (1776) и завершается харьковскими записками 1910-х. Женский вопрос не вопрос нынче, но, возможно, обратиться к истории женского образования будет интересно не только читательницам Лидии Чарской. Последним будет интересно наверняка - в своих книгах она воскрешает детское восприятие института, тогда как мемуары в сборнике написаны взрослыми женщинами, которые могли уже оценить и последствия своего воспитания.