Вот и опять наступил день ad. IV Non - "за четыре дня до Нон".
В
прошлом году я сначала рассказала,
как отмечали день рождения римляне. Потом -
как греки.
В этом году более рассказать нечего, просто сообщу, что в Древнем Риме у супругов было не принято обмениваться подарками (Плутарх. Римские вопросы. 7). Хотя наверняка этот обычай относился к республиканскому Риму, ибо уже во времена благословенной Империи он всячески попирался.
Людей же, не состоящих в браке, никакие ограничения не касались:
хозяин дома одаривал гостей за обедом, на веселые праздники типа
Сатурналий были обязательны
съестные (и не только) подарочки всех всем.
Подарки первого типа - xenia - обычно переводят как "гостинцы", второго - apophoreta - как "уносимое". Оба слова греческого происхождения. Это напоминает нам, что и в Древней Греции существовала традиция одаривать гостей.
Под ксенией обычно понимаются скоропортящиеся подарки: еда, напитки. Апофоретой же может быть любой предмет: принадлежности для письма, для спорта, для секса (включая рабов), одежда и ткани, украшения, косметика и парфюмерия, предметы искусства, животные для забавы и для приготовления блюд и прочее. В общем, всё, как у нас. Помимо Сатурналий, апофореты также давали гостям после окончания пира, поэтому особенно заостряться на формальных названиях подарков нет смысла.
Стоимость этих даров определялась лишь размером кошелька дарителя, хотя вышестоящим лицам дарить дешевку было некрасиво.
Императоры также не оставались в стороне от этой прекрасной традиции, однако круг одариваемых и ценность даров зависела от щедрости дарителя.
Божественный Август был прижимист: "... и на Сатурналиях и в другое время, ежели ему было угодно, он иногда раздавал в подарок и одежды, и золото, и серебро, иногда - монеты разной чеканки, даже царские и чужеземные, а иногда только войлок, губки, мешалки, клещи и тому подобные предметы с надписями двусмысленными и загадочными". (Светоний. Август. 75).
Веспасиан - наоборот - щедр до невозможности: "На Сатурналиях он раздавал подарки мужчинам, а в
мартовские календы - женщинам". (Светоний. Веспасиан. 19).
Элагабал (он же Гелиогабал) же и вовсе был без тормозов (впрочем, во всем): "В качестве застольных подарков он давал гостям евнухов, давал четверки коней, лошадей с попонами, мулов, закрытые носилки, дорожные повоз¬ки; давал он и по тысяче золотых, и по сотне фунтов серебра". (Элий Лампридий. Антонин Гелиогабал. XXI. 7.)
Не менее обязательным был обратный подарок. Конечно, это не относится к дарам хозяина гостям. Кроме того, нижестоящие лица обычно не отвечали подарком. За исключением, пожалуй, подарков в первые дни нового года - стрен/strenae, "на счастье".
Название эти подарки получили в честь сабинской богини Стрении, из священной рощи которой на счастье приносили веточки на Капитолий. Как стрены можно было дарить предметы, которые символизировали или олицетворяли всякие приятные вещи: сласти - как пожелания удовольствия и радостей; желуди - долголетия; медные монетки-ассы - напоминание о Золотом веке и о боге, открывшем год.
Поскольку ценность стрен была невелика, важен был символ и знак внимания, то практически весь январь римляне ходили к своим патронам и просто важным людям, дабы засвидетельствовать с помощью стрены свое почтение и пожелания всего наилучшего в начавшемся году. Нет сомнений, что жертв этих приступов уважения бесконечные посетители с ерундой в узелке напрягали, и многие сбегали из городских домов на новогодние праздники. Особенно страдали императоры.
Отец Отечества Октавиан Август, довольно скромный во внешних проявлениях человек, получал свои стрены в любом случае: "на новый год приносили ему подарки на Капитолий, даже если его и не было в Риме". (Светоний. Август. 57). Как он отдаривался, мы уже знаем.
Император Тиберий был человеком щепетильным и поэтому необходимость отдариваться его очень напрягала. Он "обмен подарками разрешил лишь в новый год. Сам он все подарки тотчас отдаривал вчетверо, но когда его целый месяц продолжали беспокоить те, кто не успел поднести свои подарки в праздник, он этого не мог уже терпеть". (Светоний. Тиберий. 34.2).
Простецкий парень Калигула, растратив всё, что было нажито непосильным трудом предшественниками, помимо государственных рычагов деньговымогания у граждан, придумал выпрашивать стрены. "Объявив эдиктом, что на новый год он ждет подарков, он в календы января встал на пороге дворца и ловил монеты, которые проходящий толпами народ всякого звания сыпал ему из горстей и подолов. Наконец, обуянный страстью почувствовать эти деньги наощупь, он рассыпал огромные кучи золотых монет по широкому полу и часто ходил по ним босыми ногами или подолгу катался по ним всем телом" (Светоний. Гай Калигула. 42).
Кроме того, в Древнем Риме были популярны шуточные подарки с короткими смешными подписями, часто основанными на игре слов. Часто такие подарки раздавались во время игр и розыгрышей.
"Трималхион собирался уже отбить хлеб у философов, но тут как раз стали обносить жребии в кубке, а раб, приставленный к этому делу, выкликал выигрыши.
- Свинячье серебро! - принесли окорок, на котором стояли серебряные уксусницы.
- Пир и рог! - принесли пирог.
- Багор и плот! - подали багровое яблоко на палочке.
- Порей и груши! - Выигравший получил кнут (чтобы пороть) и игрушечный нож.
- Сухари и мухоловка! - изюм и аттический мед.
- Застольное и выходное! - пирожок и дощечки (для ношения на улице).
- Собачье и ножное! - были даны заяц и сандалии.
- Под мышкой гадость, а сверху сладость! - оказалась мышь, привязанная на спину лягушки, и связка свеклы.
Долго мы хохотали. Было еще множество штук в том же роде, но я их не запомнил". (Петроний. Сатирикон. 56).
Слова Светония о "надписях двусмысленных и загадочных" на подарках Октавиана относятся как раз к розыгрышам такого вида.
В общем дарите друг другу подарки и будьте счастливы, а меня - с днем рождения! )