История музея и археологии Беотии и археолог Перси Уре
Впервые археологический музей в Фивах открылся в 1894 году, главным образом ради размещения местных археологических находок, в основном лапидарных - надписей и скульптуры. Да, у музея не было своего, специально построенного здания, он получил лишь старые казармы у полуразвалившейся башни.
В 1905 году Археологическое общество в Афинах профинансировало расширение музея, казармы были перестроены и смогли вместить гораздо больше сокровищ земли беотийской.
Устроители музея, а это были известный греческий археолог Антониос Керамопуллос и британская пара археологов по фамилии Уре/Ure, впервые составили экспозицию, располагая предметы из захоронений группами, а не ранжируя их по художественной ценности, как было принято до них.
Вообще археолог Перси Уре незаслуженно мало известен среди российских любителей археологии (впрочем, некоторые британские ученые считают, что в Англии с ним произошло то же самое). Уре был первым профессором классики в университете Рединга и участвовал в раскопках беотийского города Микалесса около греческой деревни Рицона. Город, как и сам профессор, тоже не слишком популярен, хотя в свое время был довольно большим и даже смог выставить бойцов в ахейское войско, идущее на Трою. Гомер упоминает название города в своем списке кораблей (Ноm. II. 2, 498). Но в 414 году до н.э., поскольку Микалесс выступил на стороне Спарты, наемники Афин из Фракии вырезали почти все население города, и тот от удара так больше и не оправился.
Впрочем, я отвлеклась. Еще пара слов об Уре. Мне очень близок этот археолог, его взгляд на древность: он обращал внимание на обычные простые вещи, считал, что они могут больше рассказать о древности, чем единичные уникальные экземпляры. Он собирал разбитые и поврежденные предметы, особенно керамику, приобретал такой "лом" у местных жителей. Он написал три справочника по типологии и хронологии беотийской, аттической и коринфской керамики, а также участвовал в создании нескольких томов в Corpus Vasorum Antiquorum - крупнейшем мировой каталоге античной керамики.
Кстати, о музее греческой археологии университета Рединга. Он открылся в 1922 году благодаря именно Перси Уре. В коллекцию вошли египетские предметы, пожертвованные университету в 1909 году женой Флиндерса Питри, Хильдой, бывшей этому известному исследователю Египта верной боевой подругой. Вообще тема жен археологов очень интересна, и я хотела бы вам рассказать о паре таких дам... Но я снова отвлеклась. В 1910 году был еще один "египетский" дар - Британской школы археологии в Египте. В 1911-м сам Уре привез с континента греческую керамику и кое-что по мелочи, не только купленное, но и собранное после грабителей раскопок. В 1913 году колледж университета принял весьма значительную коллекцию древностей с Кипра от своего давнего мецената. В 1914-м Британский музей прислал Уре около сотни небольших ваз (весьма потрепанных жизнью) и фрагментов.
Хранителем музея (без оплаты) стала супруга (с 1918 года) Уре - Энни, которая также была специалистом по античности (и бывшей ученицей Перси - тоже, заметьте, незаурядная жена археолога), а также участвовала в раскопках в Рицоне. На протяжении многих лет чета Уре с помощью филантропов, меценатов и всяких грантов собирала музейные коллекции, которые, к тому же, активно использовались в обучении студентов. Сейчас музей археологии университета Рединга обладает одной из крупнейших в стране коллекции античной керамики - четвертой после Британского, Эшмолеанского и кембриджского Фицуильяма.
Но вернемся в Фивы. Раскопки Микалесса были следствием неудачных поисков святилища Аполлона в Делии, который в свое время был выстроен в 8 км от Танагры. Руководил этой экспедицией еще один британский ученый - Рональд Бэрроуз, наставник Перси Уре. Поскольку тогда археологические изыскания для классических ученых были подспорьем в изучении античных текстов, то Бэрроуз приехал искать Делий по упоминаниям в "Истории Пелопонесской войны" Фукидида. И не нашел.
Тогда он решил поискать древний Микалесс, познакомился среди местных жителей с Аристидом и Костасом - грабителями гробниц и с их помощью при участии супругов Уре открыл целый ряд беотийских гробниц VII и VI веков до н.э. В то время беотийская погребальная археология страдала от увлечения "просвещенными кругами" Европы танагрскими статуэтками - мелкими раскрашенными терракотами, имевшими вотивное назначение. Некрополи Беотии расхищались самым чудовищным способом. Строгий научный подход Бэрроуза и Уре давал надежду комплексам погребального инвентаря быть описанными, зарисованными и сохраненными для будущих поколений.
Вообще в своей деятельности все трое британских археологов являлись ярыми последователями итальянца Паоло Орси, работавшего на Сицилии, который пропагандировал научное восприятие захоронения как единого комплекса, включавшего полную подробную опись найденного. Как я уже говорила, в те времена было нормальным обращать внимание лишь на эстетически прекрасные вещи, своей уникальностью и качеством исполнения претендовавшие на серьезный интерес со стороны европейской науки. На раскопках в Рицоне британцы скрупулезно описывали каждую могилу. А это было не всегда просто - например, одно из погребений содержало 447 предметов. Тем не менее, археологический контекст - обычная практика для современных раскопок - стоял для исследователей на первом месте.
Помимо полевой практики Уре не забывал и про публикацию находок, и их систематизацию. Работы в этом направлении позволили ему создать классификацию бытовой керамики, некоторые разделы которой используются и сейчас. Тут, правда, надо отметить, что Уре перестарался, сделав свою типологию слишком подробной, тем не менее, в то время и такой подход к древностям был не слишком распространен. До издания первых работ Джона Бизли оставались считанные годы.
Кроме того, Уре и Бэрроуз всячески боролись против "эстетизма" как принципа выбора достойных освещения в научной среде предметов (косвенно стимулировавших спрос на определенные вещи среди коллекционеров и, соответственно, разграбление древних некрополей), против избирательности на этой основе в публикациях погребальных комплексов.
Когда в 1908 году Керамопуллос пригласил Уре к сотрудничеству в рамках организации экспозиции нового археологического музея в Фивах, оказалось, что оба они стоят на похожих принципах примата науки перед эстетикой. Именно Керамопуллос выставил содержимое конкретных погребений отдельными витринами, чему Уре был несказанно рад, так как понимал, насколько легко было последовать обычному методу той самой "эстетизации", демонстрируя лишь представительные находки, оставляя "за бортом" массу непрезентабельного бытового материала.
В начале 1920-х годов супруги Уре вернулись в Беотию для продолжения раскопок некрополя в Рицоне, а затем, как я уже говорила, занялись созданием музея и в Рединге. Кстати, супруги прекрасно говорили на греческом языке (а сам Перси его еще и преподавал), и с этим фактом связана традиция семьи Уре - когда родители не хотели, чтобы дети знали, о чем они говорят, то переходили на греческий. Преподавал язык Уре с вдохновением - и только для начинающих. Он вообще считал, что знание греческого - это не достижение само по себе, а опыт, возможность, шаг куда-то. В общем, вы наверняка уже поняли, что Перси Уре был прекрасным человеком и замечательным ученым.
Продолжу рассказ об истории фиванского музея. После реэкспозиции здесь работали многие известные греческие археологи того времени. В 1934 году у музея появился первый путеводитель. В начале 1960-х годов старое здание снесли, и на его месте появилось другое -
одноэтажное, но более просторное, с хорошим дневным освещением. Вот примерно тогда и было принято деление коллекции на четыре зала, которое с периодическими небольшими перестановками сохранялось до 2007 года, когда началась работа над новым музеем.
Как раз истории музея и археологических раскопок в Беотии посвящена экспозиция в холле нового музея Фив.